Можно ли составить список двадцати лучших фильмов 2020 года с той же легкостью, с которой мы это делали в 2019-м, 2018-м, 2017-м… ? Однозначно, нет. Каждый раз мы начинали такую статью со слов о том, насколько много хорошего кино снимается ежегодно, несмотря на весь пессимизм той категории зрителей, которая живет в парадигме “раньше было лучше”. И главной проблемой было отобрать двадцатку, отсеяв все те отличные работы, которые также могли бы занять свое заслуженное место в списке, но раздули бы его размер до пятидесяти-шестидесяти картин. В этом году ситуация кардинально поменялась. Вдумайтесь, сколько больших премьер было перенесено как минимум на год. Это и развлекательный мэйнстрим – “Не время умирать” о Бонде, девятый “Форсаж”, и новые потенциальные хиты больших режиссеров – “Дюна” Дени Вильнёва, “Последняя дуэль” Ридли Скотта, и арт-кино, неизменно попадающее во все списки лучшего за год – “Французский вестник” Уэса Андерсона, и работы новых ярких имен в режиссуре – “Тихое место 2” Джона Красински, и многое, многое другое. О чем говорить, это первый за последние лет двадцать год, когда не вышло ни одного фильма Marvel. Если бы не глобальный локдаун и его экономические последствия, этот список мог бы быть совсем, совсем другим.
Но это еще одно свидетельство того, насколько живуча индустрия и насколько много в ней достойных имен. Даже в такой беспрецедентно тяжелый год вышло немало работ, которые с уверенностью можно занести в список лучшего. При работе над статьей мы старались не следовать принципу “на безрыбье и рак рыба” и отбирали те фильмы, которые действительно соответствуют этому званию. В списке часто могут встречаться ленты, мировая или фестивальная премьера которых состоялась еще в 2019 году, однако мы в большей части случаев ориентировались на дату украинской премьеры. Порядок расположения в статье значения не имеет.
Заметной подмогой для индустрии в момент кризиса стали потоковые сервисы, для которых кинотеатральный прокат не имеет решающего значения. Если бы не Netflix, HBO Max, Amazon, Disney+ и другие гиганты стриминга, ситуация для кинематографа выглядела бы куда более тяжелой. С другой стороны, эти же платформы сейчас тянут на себя все предстоящие релизы 2021-го года, заявляя о намерении выпускать их онлайн одновременно с кинотеатральной премьерой. Режиссеры против, студии за, зритель пока растерянно вращает головой, переводя свой взгляд с одного участника дискуссии на другого и перебирая в мозгу аргументы за и против с точки зрения как бизнеса, так и силы воздействия кино на большом экране. Развитие индустрии полнометражного кино пока не более предсказуемо, чем очередные витки пандемии. Зато со списком лучших сериалов в 2020-м году ситуация куда проще. И мы рискнем предположить, что в ближайшие два года будет золотое время для сериальной индустрии. Но об этом позже и в другой статье.
Итак, kinowar.com представляет 20 лучших фильмов 2020-го года.
Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект
1917
В последнее время часто приходится слышать, что 2020-й – худший год в мировой истории. Мы полностью с этим не согласны. Стоит помнить о том, что в мировой истории были такие годы как 1914-й, 1933-й, 1937-й, 1941-й, 1986-й, например (это если рассматривать в пределах одного лишь ХХ века). Номинация 2020-го года на худший в истории – свидетельство всепоглощающего эгоизма, концепции “так плохо еще никогда не было мне лично“. На старте года до масштабного наступления пандемии до зрителя успели дойти несколько больших ключевых премьер 2020-го. Одной из них стал фильм Сэма Мендеса “1917”, уже получивший Золотой глобус за лучший фильм и активно претендовавший на несколько Оскаров. Про Первую мировую снимают гораздо реже, чем про Вторую мировую, а потому картина стала неожиданным напоминанием о том, насколько жестоким для человечества стало начало века, унесшее беспрецедентное на тот момент количество жизней в войне, смысл которой не понимало большая часть из тех, кто в ней непосредственно участвовал. Растерянность, отчаяние, обреченность и слабый проблеск надежды на возвращение сыновей домой – вот основное настроение фильма. А 1917-й – просто “обычный” год в ходе этой масштабной затяжной войны, не год ее начала и не год завершения. Все еще считаете, что 2020-й – худший в истории?
При этом мрачное по своей атмосфере действо обернуто во впечатляющую визуальную оболочку. Роджер Дикинс, один из лучших операторов в истории, получил свой второй Оскар за масштабную поэтическую картину разрушенной Европы и боевых действий на ее измученном теле. Камера летит над водой, над полем боя, над ночным городом, озаренным огнями сражений, над двумя солдатами, которые спешат доставить важнейшее донесение в штаб. Сбитый самолет влетает в сарай прямо на то место, где находятся главные персонажи и по ощущению сидит и сам зритель. Солдат бежит сквозь атакующий строй, спотыкаясь и чудом избегая взрывной волны. Это можно было бы считать боевиком, дающим фору многим современным экшном, если бы драматический бэкграунд не засел в мозгу с первых минут картины.
В ролях собран весь цвет британского кино – Колин Ферт, Бенедикт Камбербэтч, Марк Стронг, Эндрю Скотт, но на первом плане молодой Джордж Маккей, который на ближайшие несколько лет займет пространство главных ролей во всех значимых британских и мировых премьерах. Отдельно отметим волшебную музыку Томаса Ньюмана.
Джентльмены (The Gentlemen)
Однозначный зрительский фаворит 2020-го года. Если не пытаться корчить из себя интеллектуала и знатока авторского кино, именно этот фильм называешь в числе первых, которые понравились и запомнились в этом сложном коронавирусном периоде. Гай Ричи вернулся к своим корням – криминальному Лондону и переплетению гангстерских историй в одном веселом экшне – и не прогадал. Увлекательно, интересно, очень смешно, очень живо, а главное, нет ощущения самоповтора и эксплуатации былых успешных схем.
Новые персонажи мгновенно стали любимцами аудитории. С Макконахи и Ханнэмом в образе красивых взрослых сильных мужчин все было достаточно предсказуемо, но герой Колина Фаррелла стал абсолютным сюрпризом и комедийной удачей ирландского актера. Почти неузнаваемый в очках и стильном спортивном костюме и шляпе, он смотрится одновременно уморительно и эффектно. Еще одно неожиданное появление – зрелый опытный Хью Грант, переживающий очередной период расцвета, окончательно перейдя из амплуа милых героев-любовников в категорию взрослых разнообразных персонажей. Когда актер закончил эксплуатировать образ, сопряженный с его характерной внешностью, оказалось, что ему есть что предложить зрителю и режиссерам, куда больше, чем просто участие в очередном ромкоме.
Зрительский успех был настолько очевидным (помимо собранной кассы, это еще и повальное увлечение модой, предложенной картиной, причем как классическим стилем джентльменов, так и линией одежды от британских гопников), что было объявлено о создании сериала в той же вселенной героев. Текущая экономическая ситуация постоянно корректирует планы, но пока есть надежда, что проекту быть, и режиссером его выступит главный творец успеха “Джентльменов” – Гай Ричи.
Еще по одной (Druk)
Обычно фильмы Томаса Винтерберга являются не самыми жизнерадостными. Скандинав и один из основателей манифеста “Догма 95” в кооперации с Ларсом фон Триером – жесткий и циничный режиссер в “Торжество”, “Охота”, “Субмарино”. Но в своем новом фильме “Еще по одной” он куда более милосерден по отношению к зрителю. Датчанин снял комедию о четырех школьных учителях, которые решили проверить интересную теорию вполне себе реально существующего ученого о том, что поддержание определенного уровня опьянения в течение дня делает человека счастливым. В крови недостаточно алкоголя для того, чтобы раскрывать возможности мозга и организма в целом на сто процентов. Поэтому малые регулярные его дозы помогут выйти на бодрый, энергичный, яркий уровень жизнедеятельности, что особенно необходимо в том самом среднем возрасте мужчины, когда его настигают личностные кризисы.
Теория звучит научно и обнадеживающе, но как выйдет на деле с практикой? Предсказуемо, все идет не так беспроблемно, как хотелось бы. Герои начинают погружаться в проблемное состояние, и к чему они придут к финалу ленты, один режиссер знает.
В главной роли самый известный датский актер современности – Мадс Миккельсен. Фильм не попал в Канны (поскольку фестиваль был отменен), но успел получить европейский Оскар и теперь может претендовать на голливудский Оскар за лучший иностранный фильм.
Атлантида
Самый титулованный украинский режиссер последнего времени Валентин Васянович снял фильм о последствиях войны, физических и психологических. ПТСР, посттравматическое стрессовое расстройство, стало широко известным термином после многих военных фильмов о ветеранах Вьетнама, Кореи, Ирака и многих других войн, главным образом, американских. Теперь режиссер попытался заглянуть в недалекое будущее и представить Украину после победы в войне с Россией и деоккупации Донбасса. 2025 год, прошел год после победы. Разрушенная инфраструктура, опустошенная окружающая среда, непригодная для жизни территория. И люди, которые пытаются создать какой-то смысл (или хотя бы вспомнить о былом смысле) в этой катастрофической атмосфере.
В фильме снимались исключительно непрофессиональные актеры – ветераны войны на Востоке Украины, волонтеры, медики, солдаты. Премьера фильма состоялась на Венецианском фестивале, где картина получила награду в программе “Горизонты” (Orizzonti).
Дьявол всегда здесь (The Devil All The Time)
Продолжая тему посттравматического расстройства на уровне нации, логично вспомнить и о картине “Дьявол всегда здесь”. С учетом ее мрачной, даже депрессивной, и абсолютно некоммерческой природы ее пристанищем стал Netflix – в прокате у ленты даже с учетом яркого актерского состава было бы немного шансов на успех. Продюсером выступил Джейк Джилленхол, известный своей любовью к фильмам подобного тяжелого направления.
Провинциальная Америка 50-х, которая ментально еще не успела отойти от шока Второй мировой, но уже целеустремленно несется в новую войну во Вьетнаме. Единой сюжетной линии здесь нет, набор историй разных персонажей объединен общим настроением гнетущего зла, стоящего за невежеством, набожностью, травмами войны и туповатым патриотизмом. Связующим звеном выступает закадровый голос автора одноименного романа, по которому поставлен фильм, Дональда Рэя Поллока.
В ролях заняты Том Холланд (полностью отошедший от амплуа радостного подростка из “Человека-паука”), Билл Скарсгард, Райли Кио, Джейсон Кларк, Себастиан Стэн, Хейли Беннет, Элайза Сканлен, Миа Васиковска, Роберт Паттинсон и Гарри Мелинг.
Тенет (Довод, Tenet)
Здесь придется остановиться подробнее. Нет смысла отрицать, что выход фильмов определенной когорты режиссеров (Кристофер Нолан, Дэвид Финчер, Дени Вильнёв, Квентин Тарантино, Уэс Андерсон и некоторые другие) автоматически означает попадание его в список лучшего за год. С учетом того, что “Тенет” ожидался как первая по-настоящему большая премьера после весеннего локдауна (а во многом и как “спаситель проката”), ожидания от новой картина Нолана были настолько максимальными, насколько это в принципе возможно. И они не оправдались. Спасителем проката фильм не стал (о чем речь, он и собственный бюджет вряд ли отбил, даже с учетом достаточно солидной суммы кассовых сборов), а самое главное, он обнаружил массу пробелов в киноязыке режиссера. Задача, которую Нолан сам себе поставил, оказалась слишком сложной даже для него. И потому изначально казалось, что в список лучшего “Тенет” не попадет.
Но когда эмоции остыли и появилось больше времени на то, чтобы осмыслить произошедшее, стало понятно, что не включать подобные фильмы в списки лучшего за год невозможно. Потому что без таких попыток расширить рамки индустрии не вырасти. Всегда есть те, кто пробует что-то новое, непривычное то ли по форме, то ли по наполнению. Большая часть попыток оборачивается неудачей, такова сама суть пути, по которому идут новаторы. Но без их тяжелого и чаще всего неблагодарного труда дорогу к новым смыслам не пробить. А потому Нолану за попытку выйти на новый уровень можно лишь сказать спасибо.
Не стоит переоценивать вклад “Тенета” в современное кино. Мы не предлагаем сравнивать эксперимент Нолана с шедеврами Уэллса или Феллини. Тем не менее, попытка стоящая, а главное – очень интересная для просмотра (не стоит забывать, что очень желательно, чтобы фильм не был мукой для зрителя, а захватывал его внимание, либо визуально, либо драмой, либо сопереживанием персонажам, либо вызванными эмоциями и размышлениями). Зрелищная и напряженная лента Нолана смотрится на одном дыхании, пусть на выходе из зала у вас и собран целый букет вопросов по диалогам, мотивации персонажей, сюжетным нестыковкам и многому другому. Да, Нолан не смог дотянуться до планки, которую выставил собственноручно. Но тот прыжок, который он совершил, все равно где-то настолько высоко, что касается облаков.
Суд над чикагской семеркой (The Trial of the Chicago 7)
Аарон Соркин – один из лучших сценаристов Голливуда уже около тридцати лет. Не так давно он дебютировал в режиссуре с картиной “Игра Молли” (она же “Большая игра”), и вот теперь продолжает карьеру постановщика с “Судом над чикагской семеркой”. И хотя как режиссер Соркин пока еще не вышел на тот же уровень, на котором он блистает как сценарист, фильм по реальным событиям о суде над активистами, приехавшими протестовать против войны во Вьетнаме в Чикаго, однозначно достоин внимания.
Линии сюжета периодически возвращаются в недалекое прошлое. Мы видим, что происходило до протестов, на старте выступлений активистов и в процессе их столкновений с полицией – при этом основное время в картине занимает непосредственно процесс и подготовка к нему. Суд сделали показательной поркой, антиправительственные настроения хотели исключить, а потому подавить антировенные протесты нужно было в самом зародыше. Для этого активистов разных социальных движений, часть из которых даже не была знакома до этих событий, обвинили в заговоре о пересечении границ штата с целью подстрекательства к беспорядкам на съезде Демократической партии в Чикаго. В таком случае это федеральное преступление, что влечет за собой куда более суровый срок.
Помимо давления суда и властей проблемой для адвокатов стали еще и внутренние распри, поскольку активисты не являлись фанатами деятельности друг друга. Шансов на победу было абсолютно минимальное количество, а поскольку это реальная история, то и сказочного хэппи-энда здесь не предполагалось. В итоге Соркин создал актуальную политическую и социальную драму, которая смотрится максимально свежо на фоне беспорядков после полицейского произвола, приведшего к созданию движения Black Lives Matters.
Гнездо (The Nest)
Чем более благополучно выглядит семья в голливудском фильме, тем больше шансов на то, что их счастье начнет рассыпаться как замок на песке у самой воды. Джуд Лоу выглядит идеально (как всегда), его напор и уверенность в себе не оставляет сомнений в том, что дела семьи, и финансовые, и домашние, в безупречном состоянии. Но однажды он решает уехать из США в родную Англию, чтобы там получить новые возможности роста для себя и своих самых близких людей. Сначала картинка не содержит изъянов: роскошный замок, элитная школа для детей, красавец-жеребец для жены, которая увлекается лошадями, светские рауты и важные знакомства. А потом вскрывается подноготная…
Режиссер Шон Дуркин блеснул на Санденсе со своим полнометражным дебютом “Марта Марси Мэй Марлен”, но после этого только продюсировал и снимал короткий метр. Он вернулся как режиссер и сценарист с “Гнездом”, и похоже, для Кэрри Кун, знакомой нам по “Фарго”, “Оставленным” и “Грешнице”, это предстоящая номинация на Оскар за главную женскую роль.
Эвакуация (Extraction)
Никто не ожидает от боевика про наемников ничего “сверх”. К боевикам и фильмам по комиксам в принципе относятся снисходительно, хотя в итоге в кинотеатр, судя по кассовым сборам, ходят именно на эти фильмы, а не на драматические опусы в традициях Бергмана и Антониони. Оттого и эффект воздействия классного боевика на зрителя куда больший, ведь если уровень твоих ожиданий максимально низкий, то при должном исполнении реальность превосходит его многократно.
Примерно так и случилось с “Эвакуацией”, которая вышла в разгар локдауна на Netflix (ведь потоковым сервисам нет дела до правил кинопрокатной индустрии). Фильм собрал внушительные цифры по просмотрам за счет того, что создатели с душой подошли к своему детищу. Банальная история о спасении мальчика-заложника черствым, но совестливым спецназовцем в исполнении Криса Хемсворта изложена остро, динамично, жестко, так, что визуальная сторона не дает шансов отвлечься, но при этом в нее вложена достаточная доля душевности, чтобы ближе к финалу комок понемногу начинал подступать к горлу. Зрители реже плачут во время просмотра серьезных драм, зато простые истории с живыми героями, которые переживают тяжелые времена, практически гарантировано вызывают слезы сочувствия.
Хемсворт – очень хороший актер. И несмотря на то, что чаще всего он появляется в картинах, которые вряд ли будут изучать на уроках актерского мастерства, свою задачу он выполняет квалифицированно и безошибочно. В комбинации с существенным спросом на жанр современного боевика (если не верите, то посмотрите на сборы трилогии о Джоне Уике и “Атомной блондинки”, а потом сравните их с бюджетами этих фильмов) это стало причиной принятия решения о съемках сиквела (или сиквелов, ведь Netflix пора обзавестись собственными оригинальными франшизами).
Офицер и шпион (J’accuse)
Фильм Романа Полански по реальной истории конца 19-го века. Офицер Альфред Дрейфус был осужден за шпионаж, а новый начальник контрразведки (Жан Дюжарден) по долгу службы решил разобраться, насколько тщательно было проведено расследование. Несмотря на то, что он испытывал к обвиненному достаточно сильную неприязнь, постепенно полковник приходит к выводу, что доказательства неоспоримой невиновности собраны халатно. Он решает, что рассказать правду о деле Дрейфуса будет верным шагом как для французской армии, так и для республики в целом. Но для этого понадобится преодолеть сопротивление армейских боссов, суда и самого общества…
Секрет успеха фильма в том, что простая линейная история рассказана настолько увлекательно, что не требуется дополнительных ухищрений со стороны сценариста и режиссера. Здесь нет постоянных флэшбеков и непредвиденных разворотов сюжета, но градус драмы от этого не падает. Эволюция гражданского общества в Европе с тех пор достигла совершенно другого уровня, и на события тех дней смотреть практически дико, но исключительно полезно.
Земля кочевников (Nomadland)
Когда градообразующее (и единственное в небольшом городке) предприятие закрылось, сотни людей остались без работы. У героини Фрэнсис Макдорманд, которая успешно мчится к своему третьему актерскому Оскару, умер муж, поэтому, понимая, что больше ее в Эмпайр ничего не держит, она садится в фургон и едет по дороге в никуда. Став кочевником, она встречает таких же обделенных судьбой людей, которые рассказывают ей свои истории, а она в ответ выговаривается о своем наболевшем. В итоге все это выливается в почти документальное кино, где помимо Макдорманд только один профессиональный актер – Дэвид Стрэтэйрн. Остальные рассказывают свои реальные истории вымышленному персонажу в исполнении Макдорманд, погружая зрителя в мир современной Америки, далекой от гламура, пафоса и инстаграмных видов.
Режиссер Хлоя Чжао и раньше выступала с интересным фестивальным кино, однако дальше Санденса ее популярность не распространялась. В 2020-м для Хлои случился принципиальный прорыв, когда она одержала победу на фестивале в Венеции. И теперь еще более понятен выбор Marvel, которые доверили ей снимать новую историю своей расширяющейся вселенной “Вечные” с Анджелиной Джоли и Сальмой Хайек.
Манк (Mank)
Еще один режиссер, чьи фильмы априори попадают в списки лучшего за год. Но как и с новым творением Нолана, с “Манком” у публики возникло немало вопросов. С момента выхода последнего полного метра от Дэвида Финчера прошло целых шесть лет. “Исчезнувшая” стала бесспорным шедевром в жанре триллера, а потому новой работы мастера ожидали с большим нетерпением. Площадку ему предоставил Netflix, в главной роли Гэри Олдмен, смущало только описание предстоящего фильма. История сценариста, да еще и Голливуда 40-х, связанная со всеми уважаемым, но многими совершенно непонятым фильмом “Гражданин Кейн” – не слишком ли синефильское будет кино?
И это действительно максимально синефильское кино. Если вы не ориентируетесь в истории американского кинематографа того периода (хотя бы на общем уровне), то многие вещи будут не то чтобы непонятными, а скорее не слишком захватывающими. Если вы не смотрели “Гражданина Кейна”, то скорее всего, в полной мере понять, что так гложет запойного пьяницу, работающего над лучшим сценарием в своей карьере, не выйдет. А даже если вы в курсе всего вышеперечисленного, но не являетесь фанатом кино камерного, неспешного, развивающегося постепенно, то неудивительно, если вы будете разочарованы на фоне ожиданий от картины чего-то похожего на “Бойцовский клуб”, “Социальную сеть”, “Семь” или “Исчезнувшую”.
Почему же мы выносим эту ленту в список лучшего за год? Потому что это действительно один из лучших фильмов Финчера. Некоммерческий (и совершенно невозможный для реализации в кинотеатральном прокате), он является стопроцентно авторским кино, где режиссер вложил тихую, но от того еще более пронзительную драму в сумасбродного, но талантливого персонажа. До просмотра казалось, что главной проблемой в фокусе повествования будет пьянство Манкевича. Но по итогу вышло, что основная сложность, обременяющая жизнь Манка и его близких – невозможность скрывать свои самые потаенные мысли, обиды, идеи. Где-то это вредит Манкевичу, где-то его семье, а где-то близким. Степень вреда может быть самой разной, но иногда доходит до трагедии. Понимая все это, но все равно будучи не в состоянии остановиться, Манк конфликтует с чуть ли не единственным человеком, который его поддерживал – Орсоном Уэллсом, и в итоге теряет последнего друга в этой насквозь прогнившей индустрии.
Финчер идеально воссоздает стиль американского кино 40-х годов, в чем ему помогают Трент Резнор и Аттикус Росс, выдавшие совершенно нетипичный для себя саундтрек, но главное не в визуальной составляющей и не в перфекционизме, присущем режиссеру, доводящего картинку до безупречности с помощью света и теней в черно-белой гамме. Это лишь инструменты. Главное стоит за ними, пусть такое же нечеткое для массового зрителя, как помутненная картинка в пьяном сознании Хермана Манкевича.
Душа (Soul)
Джазмен в мечтах, учитель музыки в школе в реальности, Джо Гарднер погибает. И теперь вместо джазовой карьеры, у которой буквально накануне возник реальный шанс, его ожидает семинар для душ, где в процессе развития души получают определенные пристрастия, с тем чтобы быть переданными новорожденному ребенку…
Pixar держит планку уже много лет, а потому надежды на новую работу студии были большие. Художникам пришлось искать, чтобы не ударяться в бесконечные самоповторы, что стало настоящим испытанием для аниматоров, которые хоть и не существуют в накатанной схеме Disney, но все же привыкли к своим собственным приемам.
На озвучке главных героев заняты замечательные актеры Джейми Фокс и Тина Фей, а к саундтреку приложили руку уже упомянутые выше Трент Резнор и Аттикус Росс.
Никогда, редко, иногда, всегда (Never Rarely Sometimes Always)
Еще один фильм режиссера, которая выросла на Санденсе – Элиза Хиттман. Там отметили ее дебют, там состоялась премьера ее второго полнометражного фильма, а теперь и третья ее картина стартовала на этом фестивале независимого кино, получив специальную награду жюри за неореализм. После этого фильм отобрали для участия в Берлинском кинофестивале, где он получил Серебряного медведя.
Совсем юная девушка (17 лет) подозревает, что она беременна. Медцинский центр опасения подтверждает, и Отем сразу хочет сделать аборт. Но ее намерение не поддерживают, показывая фильм против абортов. Без согласия родителей в Пенсильвании сделать аборт не получится, а потому девушка сначала пытается решить проблему самостоятельно. Она пьет таблетки и бьет себя в живот. Затем она обращается за помощью к подруге. Чтобы добраться до Нью-Йорка, та крадет деньги в магазине, в котором она работает. Вместе подруги отправляются в нелегкое путешествие…
Первая корова (First Cow)
Картина режиссера Келли Райхардт, участник Берлинского кинофестиваля. Начало 19-го века, покорение Америки, когда концепция американской мечты еще возможно только зарождается. Двое мужчин встречаются в небольшом поселении. Отис Фиговиц, по прозвищу Куки путешествует по Дикому Западу, а китаец Лу скрывается от правосудия за убийство русского. Куки рассказывает Лу о своих мечтах. Он говорит, что хотел бы открыть отель в Сан-Франциско или пекарню.
Несмотря на то, что Фиговиц примкнул к группе охотников за мехом, контакт он находит только с этим китайцем. Вместе они решают создать бизнес, и надоив ночью достаточно молока, задействовав корову местного землевладельца, делают первую партию печенья…
Черкаси (Черкассы)
Главным достоинством этой военной ленты по реальным событиям является отсутствие ура-патриотизма и навязчивой пропаганды. Очевидно, что создать полномасштабную военную картину на текущий момент развития индустрии кино в Украине достаточно проблемно, а потому акцент ожидался на драматической составляющей, откуда и возникали опасения, что будет слишком много громких слов и пафоса и мало общего с реальностью. Но опасения не подтвердились. Режиссеру Тимуру Ященко удалось выдержать баланс между военной темой и переживаниями отдельных людей, между кино патриотичным и отсутствием плоских персонажей, часто создаваемых по лекалам простеньких малохудожественных агиток. История получилась живая, напряженная и трогательная.
Тральщик “Черкаси” вместе с другими украинскими кораблями оказался заблокированным в озере Донузлав оккупационными войсками России. Порт захвачен, дорога в море перекрыта. Корабли сдаются один за другим, и только “Черкаси” продолжает вести борьбу, отчаянную и безнадежную. Режиссер не лепит из членов экипажа героев. Они все разные, из разных частей Украины и разной степени понимания того, что происходит и как в этой сложной ситуации действовать. Еще вчера многие из них дружили с российскими моряками, а сегодня они в состоянии фактической войны. Помощи с материка также ожидать не приходится, а значит все дилеммы морали, совести, воинской присяги и наиболее рационального выбора придется решать самостоятельно.
Пятеро одной крови (Da 5 Bloods)
Новый фильм Спайка Ли вышел не таким ярким, как его предыдущая работа “Черный клановец”. Тем не менее, история пяти сослуживцев, вернувшихся во Вьетнам, однозначно стоит внимания, которого возможно было бы еще больше, если бы удалось снять весь планировавшийся актерский состав – Сэмюэл Л. Джексон, Джанкарло Эспозито, Дон Чидл и Джон Дэвид Вашингтон. Из-за своих перегруженных графиков звездные актеры не смогли попасть в проект. Кроме того, этот фильм в каком-то смысле стал трибьютом умершему в 2020-м году Чедвику Боузману.
Народ Лаху помогал американской армии бороться с Вьетконгом во время Вьетнамской войны. Правительство США платило им золотом – бумажные деньги они брать отказывались. Один из самолетов с золотыми слитками потерпел крушение где-то в джунглях, и на его поиски отправили солдат. До золота добирается пятеро афроамериканцев. Их лидер Норман (Чедвик Боузман) предлагает оставить слитки себе, мотивируя это тем, что США задолжали чернокожим. Они закапывают самолет и решают вернутся за ним, когда придет время. Но Норман погибает, а сброшенный на эту местность напалм уничтожает ориентиры, по которым можно было бы найти золото. Спустя много лет друзья возвращаются во Вьетнам, чтобы найти останки Нормана и перезахоронить его в Америке, и разыскать пропавшие слитки…
Думаю, как все закончить (I’m Thinking of Ending Things)
Мнения по фильму Чарли Кауфмана разделились, и по-другому и быть не могло. Это не тот сценарист и режиссер, который предлагает простые решения. Поэтому часть критиков пишет о том, что Кауфман заигрался, исписался, снимает в свое удовольствие вещи, понятные ему одному, а часть традиционно восхищается его творческим гением. Зритель в этот момент пребывает в полном непонимании, что вообще происходит на экране.
Начало у фильма стандартное и простое: парень (Джесси Племонс, знакомый по второму сезону “Фарго” и “Во все тяжкие”) везет свою девушку (Джесси Бакли, участвовавшую во все том же “Фарго”, только четвертом сезоне, а также в сериалах “Табу” и “Чернобыль”) к родителям, чтобы познакомить. Дорога на отделенную ферму долгая, вокруг холод и предчувствие чего-то не очень хорошее. А дальше начинается хоррор, абсурд, загадки, аллюзии и бесконечные метафоры. Смотреть на это страшно, интересно, больно, увлекательно, хотя полного понимания, зачем все это нужно, скорее всего, так и не наступит.
Дик Джонсон мёртв (Dick Johnson Is Dead)
Если черный юмор – не ваше, то даже не начинайте смотреть этот фильм. Отец режиссера Кирстен Джонсон, которого зовут Дик, страдает деменцией. Он бывший психиатр, вышедший на пенсию, а его дочь вовлекает его в череду экспериментов, в которых разыгрывается его воображаемая смерть, часто очень жестокая и кровавая (падение с лестницы, удар в шею). Отец максимально подыгрывает своей дочери, полностью разделяя ее черное чувство юмора.
В фильме также используются фотографии семьи Джонсонов, придавая ему максимальную документальность. Чудаковатый и жесткий, он тем не менее наводит на множество мыслей о родстве и том, что передается от отца к дочери или от отца к сыну.
Ричард Джуэлл (Richard Jewell)
Клинт Иствуд регулярно снимает новые фильмы, несмотря на почтенный возраст. Как и в упоминавшей выше в списке картине “Офицер и шпион”, рассказывается реальная история, без особого движения взад-вперед по линии времени и без непредвиденных поворотов событий (ведь если только вы не во вселенной Тарантино, режиссер не может заметно изменять ход событий, реально имевших место ради непредсказуемого твиста в финале). Тем не менее, оторваться от просмотра невозможно – судьба простых людей может быть не менее увлекательной, чем перипетии детективного рассказа или триллера. Слезы на глазах героев в фильме и, вероятнее всего, слезы на глазах зрителей, у кого-то от почти физического ощущения боли матери, у кого-то от сочувствия главному персонажу, несправедливо загнанному медиа и ФБР.
Ричард Джуэлл – простой охранник, мечтающий о службе в органах на благо страны. Он полноват, излишне зациклен на правилах и процедурах, а порой и просто забавен в своих благих порывах. Но он – хороший человек, который старается быть полезным гражданам его города, его страны. Отчасти из-за его рвения и постоянного старания, отчасти из-за стечения обстоятельств, он становится по-настоящему ценным для безопасности Атланты, в которой проходят Олимпийские игры: во время рутинного осмотра Олимпийского парка в момент, когда там проходила концертная программа, Ричард обнаруживает подозрительные рюкзаки, оставленные без присмотра. Согласно правил, он вызывает полицию, а затем и саперов, которые подтверждают худшие опасения: это бомба. Бомба взрывается и наносит повреждения отдыхающим, однако если бы не Джуэлл, количество жертв было бы куда большим. В итоге то самое стечение обстоятельств становится трагичным для Атланты, но в каком-то смысле удачным для самого Ричарда, ведь он спас жизни людей, выполнил свое предназначение, к которому так долго шел и стал героем. Но все разворачивается на 180 градусов с огромной скоростью.
ФБР и медиа подозревают его в том, что весь терракт – его затея. Доказательств на руках нет, но подозрение сформировано, фриковатый мужчина средних лет, мечтающий о карьере спецагента – это ли не потенциальный подрывник, который заложил бомбу лишь для того, чтобы найти ее и стать героем. Миг славы оборачивается страшным давлением на Ричарда и семью, и кажется, что спасения от травли не предвидится…
Помимо отлично воссозданного образа Джуэлла (Пол Уолтер Хаузер, которого вы можете помнить по роли в “Я, Тоня”) отметим пробирающую до слез роль его матери от Кэти Бэйтс. В ее отчаянии боль всех матерей, так желающих своим детям лучшей судьбы и так переживающих, когда все идет наперекосяк. Сэм Рокуэлл, Джон Хэмм и Оливия Уайлд прекрасны на своих позициях, но именно Кэти Бэйтс украла наши сердца, временами отодвигая на второй план самого Ричарда Джуэлла.
Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект
Читайте также:
20 самых кассовых фильмов 2020 года
20 самых кассовых фильмов 2019 года
10 главных разочарований 2019 года
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
- facebook — facebook.com/goodkino
- YouTube — youtube.com/c/kinowar
- Instagram — instagram.com/kinowar.com.ua
- twitter — twitter.com/kinowar_com
- Telegram — t.me/kinowarcom