Фильмы режиссера Стивена Спилберга
Когда в наше время кого-то просят назвать трех любимых режиссеров, люди стремятся показать свою эрудированность и ненавязчиво подчеркнуть элитарность. Они называют Бергмана, Джармуша, Годара, Кауфмана, Гондри, Ходоровски, Косматоса, Трюффо, в общем, кого угодно, кого вы либо не знаете, либо “нет, ну слышали, конечно”, но не смотрели. Даже Андерсона, Кустурицу, Гиллиама, Иньярриту и дель Торо называть уже как-то не с руки, ведь их все знают. Что уже говорить про классических Скорсезе, Копполу и Кэмерона – это же так обыденно.
В эту же когорту постепенно перешел и Стивен Спилберг, выдающийся режиссер, который ответственный за многие самые яркие моменты знакомства с кино с самого детства. Кто сейчас на вопрос “ваш любимый режиссер?” назовет именно его? Скорее всего, очень немногие. А почему? Разве кто-то не смотрел “Спасти рядового Райана”, “Поймай меня, если сможешь” или “Челюсти”? Или смотрел, но ему не понравилось?
Спилберг остается актуальным уже более сорока лет. Уникальный случай, когда мастер не почивает на лаврах былых заслуг. Более того, он не только по-прежнему снимает на высшем уровне, но и делает это с завидной частотой и регулярностью. В 2015, 2016, 2017 и 2018 он выпустил по фильму (“Шпионский мост”, “Большой и добрый великан”, “Секретное досье” и “Первому игроку приготовиться”) – разных жанров и направленностей, с номинациями на Оскар (как всегда) и многие другие награды. Вполне вероятно, что если бы не пандемия, этот темп сохранился бы и далее. Впрочем, в 2021 вышла “Вестсайдская история”, а уже в 2022 к выходу готовится следующий фильм маэстро – “Фабельманы”. И это при том, что Спилберг очень активно занимается продюсированием.
Спилберга временами обвиняют в излишней выхолощенности его фильмов, говорили даже, что они становятся слишком “спилбергизированными”. Во многом с этим можно согласиться: отчасти это похоже на стиль Disney, когда все логично, на высоком уровне, ярко, памятно и сочно, но при этом сглажены острые углы, минимум экспериментов, ставка на проверенные механизмы, которые работают. Позитивной стороной такого подхода (причем, как для Спилберга, так и для использованной в качестве примера Disney) является широта аудитории, у которой это кино находит отклик. В самом деле, не всем снимать нишевый артхаус и взвинчивать градус насилия на экране до максимума. Кто-то занимается историями для массовой аудитории, сказками, семейным кино и другими направлениями, которые, так уж случилось, куда более популярны. Хотя не стоит забывать, что и Спилберг может быть практически артхаусным (“Капитан Крюк” и “Искуственный разум”, например) и жестоким (чего стоит сцена высадки в Нормандии в “Спасти рядового Райана”).
Для нас Спилберг – однозначно один из любимых режиссеров, и каждая новая его работа ожидается с большим нетерпением. Сегодня мы вспомним всего его фильмы, расположив их от самых слабых (даже у таких мастеров иногда случаются неудачи) до самых мощных лент.
Если вам нравится то, о чем мы пишем, поддержите наш проект
Итак, kinowar.com представляет все фильмы Стивена Спилберга, ранжированные от худшего к лучшему.
1941 (1979)
Потенциально это был хит, поскольку комик Джон Белуши выходил на пик популярности после участия в телевизионных юмористических шоу и вышедшего годом ранее “Зверинца”. Кроме того, в паре с ним выступал Дэн Эйкройд (этот замечательный дуэт через год мы увидели в памятном музыкальном фильме “Братья Блюз”), а в актерском составе также были такие фигуры как Кристофер Ли, Тосиро Мифунэ, Джон Кэнди и Нэнси Аллен (кстати, это еще и дебютный фильм Микки Рурка).
И хотя эта нестандартная комедия нашла (и до сих пор находит) своего зрителя, в целом история о том, как Лос-Анджелес готовится к обороне от японцев после того, как случился Перл-Харбор, не входит в список самых сильных работ режиссера. Грань между юмором абсурда и неудачной шуткой – весьма тонкая вещь. Где фильм ее пересек, а где это просто не ваш стиль комедии, стоит решить каждому для себя.
Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа (Indiana Jones and the Kingdom of the Crystal Skull) 2008
Многие назовут худшим у Спилберга именно этот фильм – и мы не будем с этим слишком сильно спорить. Наиболее распространенной реакцией после просмотра у поклонников франшизы про Индиану Джонса принято считать фразу “что это было?”. Помимо Харрисона Форда к сиквелу, последовавшему через 20 лет после оригинальной трилогии, были привлечены также Кейт Бланшетт, Джон Хёрт и Рэй Уинстон, а в качестве потенциальной замены в будущем на молодого последователя дела искателя приключений был приглашен Шайа Лабаф. Но ничего из этого не смогло поправить беспомощный сценарий – фильм словно взял все худшее из “Храма судьбы” и не слишком преуспел в том, чтобы перенять лучшее у “В поисках утраченного ковчега”.
Искусственный разум (A.I. Artificial Intelligence) 2001
Этот фильм хотел поставить Стэнли Кубрик, но не успел. Спилберг взялся за него в качестве выполнения обещания, данного товарищу. И несмотря на то, что эта история выглядит очень трогательно и вдохновляюще, сам фильм смотрится как комбинация неудачного артхаус проекта и совершенно несуразных вещей, периодически происходящих на экране. Дело даже не в слабом сценарии, а в абсолютной нелогичности повествования. Родители, у которых сын погружен в анабиоз, поскольку вылечить его редкую болезнь не представляется возможным, соглашаются на эксперимент и заменяют своего сына на мальчикоподобного робота с искусственным интеллектом. На бумаге все звучит резонно, но в действительности совершенно непонятно, каким образом это странное существо должно было бы заменить ребенка. Конфликт неизбежен, это понятно примерно с первой секунды пребывания робота в семье, а потому он не вызывает никакого сочувствия – равно как и все происходящее в дальнейшем.
Затерянный мир: Парк Юрского периода (The Lost World: Jurassic Park) 1997
После грандиозного успеха “Парка Юрского периода” было бы странно не снять его продолжение, особенно учитывая тот факт, что у романа Майкла Крайтона, по которому был поставлен первый фильм, уже была написана вторая часть. Все вышло добротно (ведь это Спилберг), кроме того, к актерскому составу примкнула Джулианна Мур, и единственной проблемой, наверно, было лишь то, что этому фильму было нечего сказать принципиально нового. Возможно именно поэтому третью часть снимал уже не Спилберг.
Всегда (Always) 1989
Летчик-ас погибает, спасая товарища. Теперь он возвращается на Землю уже в качестве призрака, чтобы проследить за тем, чтобы у его близких все было хорошо. Но у этого начинания есть и неприятные стороны: он видит, как за его девушкой начинает ухаживать другой пилот… В главных ролях Ричард Дрейфусс, Джон Гудмэн и Холли Хантер. Последняя роль Одри Хепберн в кино.
Война миров (War of the Worlds) 2005
К экранизации романа Герберта Уэллса с Томом Крузом в главной роли нет никаких особых претензий (кроме тех стандартных, которые всегда можно предъявить к фантастическим блокбастерам такого масштаба). Фильм оправдывает все те ожидания, которые возлагаются на проект такого размаха, но при этом не становится чем-то по-настоящему памятным. То ли это линейность истории, то ли ограниченность самой темы, заданной романом, но вряд ли это одна из тех картин в коллекции киномана, которую хочется пересматривать снова и снова, особенно за пределами зала кинотеатра.
Большой и добрый великан (The BFG) 2016
И примерно то же самое можно сказать и про большую и добрую сказку про великана, которого увидела ночью маленькая девочка, которая должна была спать. Он унес ее к себе домой, но ничего плохого с ней не сделал (ведь он же добрый). Другое дело, что есть и другие великаны, и вот они уже не такие добрые по отношению к маленьким (и съедобным) людишкам. Сказка исполнена в лучших традициях доброго хорошего кино для всей семьи от Спилберга, в главной роли одна из новых муз режиссера, без которой не обходятся его последние работы – Марк Райлэнс, который, как всегда, отлично играет, даже в дополненном спецэффектами новом для себя обличьи. Но после просмотра картина забывается очень скоро – и это не лучшая характеристика для фантастического фильма.
Сумеречная зона (Twilight Zone: The Movie) 1983
Культовый сериал неоднократно перезапускался и переосмысливался. В 80-х было решено поставить полный метр по его мотивам. Фильм состоит из четырех новелл, пролога и эпилога. Каждую из новелл снял один из четырех режиссеров – и это поистине королевский состав (помимо Спилберга тут также заняты Джо Данте (“Полицейский отряд!”, “Гремлины”, “Вой”, “Внутреннее пространство”, “Предместье”), Джон Лэндис (“Зверинец”, “Братья Блюз”, “Американский оборотень в Лондоне”, “Три амиго”, “Поездка в Америку”, “Руки-ноги за любовь”) и Джордж Миллер (“Безумный Макс”, и оригинальный, и 2015-го года)).
Спилберг отвечал за историю о добром старике и омоложении постояльцев дома престарелых.
Шугарлендский экспресс (The Sugarland Express) 1974
По реальной истории преступной пары. В главных ролях Голди Хоун и актер, которого большая часть зрителей запомнила по первому и второму “Крепкому орешку” – Уильям Атертон. Женщина помогает мужу бежать из тюрьмы, а затем они похищают собственного сына в попытке воссоединить семью. Все идет не по плану, и в какой-то момент паре приходится взять в заложники полицейского.
Приключения Тинтина: Тайна Единорога (The Adventures of Tintin) 2011
Смелый эксперимент от Спилберга: во-первых, это экранизация комиксов бельгийского художника Эрже (а значит риск попасть под гневные критические стрелы фанатов), а во-вторых, первый его опыт работы с 3D-анимацией (с технологией захвата движения). В итоге отзывы прогнозируемо разделились на две группы по поводу обеих составляющих – кому-то понравилось, как выдержаны традиции рисунка Эрже, но кто-то посчитал, что анимация проигрывает комиксам в выразительности; часть критиков и зрителей увлечены историей журналиста-детектива, многие при этом говорят, что в изложении Спилберга история стала куда более легкой и детской.
Тинтин отправляется на поиски затонувшего корабля с тайным грузом вместе с капитаном, предок которого этим судном командовал.
Индиана Джонс и Храм судьбы (Indiana Jones and the Temple of Doom) 1984
Самый слабый фильм из оригинальной трилогии об Индиане Джонсе. Слишком заметный налет комиксовой реальности, не вполне понятная связь с главным женским персонажем ленты, певицей варьете, а порой и попросту несуразные моменты, которые добавлены то ли для комичности, то ли для того, чтобы как-то связывать фрагменты повествования. Тем не менее, динамика, характерная для приключений Индианы Джонса сохранена в полной мере, а некоторые сцены экшна столь же культовые, как катящийся камень из первой части. Просмотр старенького образца приключенческого боевика однозначно не испортит вечер.
Секретное досье (The Post) 2017
Реальная история охоты журналистов на секретные документы о войне во Вьетнаме, связная и понятная драматическая история, центральный дуэт из двух заслуженных актеров современности – Мерил Стрип и Тома Хэнкса, максимальные ожидания на уровне новой “Вся президентская рать”… и в итоге абсолютно ровный, нейтральный, пусть и очень качественный фильм. Смотреть его интересно, снято все профессионально, “правильно”, но вряд ли он привносит что-то новое. В историю нельзя было добавить какие-то неожиданные повороты, с учетом того, что она снята по мотивам реальных событий, но именно этого и не хватило, чтобы фильм остался в памяти зрителей чем-то по-настоящему заметным.
Линкольн (Lincoln) 2012
Вероятно, наиболее запоминающееся по поводу этого монументального фильма – работа над ролью Авраама Линкольна от Дэниела Дэй-Льюиса. Причем, как то, что мы видим на экране, так и то, какие истории рассказывают про подготовку артиста. Он полностью погрузился в образ и эпоху, вплоть до того, что отказывался пользоваться мобильным и прочими благами цивилизации, чтобы ощущать себя как житель 19 века. В итоге мы видими выверенную игру высшего уровня, поскольку на меньшее от Дэй-Льюиса рассчитывать и не приходится. Что до остального, то здесь есть и плюсы, и минусы. Историческое полотно на два с половиной часа одновременно и интересное, и достаточно тягучее, а местами и откровенно скучное. Точность воспроизведения эпохи вопросов не вызывает, но в то же время, вряд ли это кино, которое ты с легкостью порекомендуешь другу, даже если твой друг – любитель исторического кино.
Цветы лиловые полей (The Color Purple) 1985
11 номинаций на Оскар (правда, ни одной награды – и это рекорд). Впрочем, Вупи Голдберг получила Золотой глобус за лучшую женскую роль. Спилберг снял достаточно нетипичный для себя фильм про борьбу темнокожей женщины на Юге США в первой половине двадцатого века за то, чтобы сохранить свою жизнь и собственную личность в противостоянии с отцом и родными. Ее насилует отчим в раннем возрасте, она рожает детей в четырнадцать, ее одают замуж за нелюбимого мужчину, который также оказывается тираном и домогается ее младшую сестру. Проходят годы и даже десятилетия, но судьба и устройство общества того времени подбрасывает женщине все новые и новые испытания… В фильме также заняты Дэнни Гловер и Опра Уинфри.
Боевой конь (War Horse) 2011
Весь цвет британского кино в трогательной истории любви и привязанности во время Первой мировой – Джереми Ирвин, Эмили Уотсон, Бенедикт Камбербэтч, Том Хиддлстон, Дэвид Тьюлис, Джефф Белл, Питер Маллан. Юный парень привязан к лошади, которую знает с момента родов. Он заботится о ней, обучает ее и очень просит отца не продавать ее. Тем не менее, ситуация с долгами и тяжелым финансовым положением сыграла злую шутку: отцу приходится втайне от сына продать коня армии. И теперь парень пытается попасть на фронт, чтобы быть рядом с любимым жеребцом…
Капитан Крюк (Hook) 1991
У фильма немало противников, ведь он очень далек от классической истории Питера Пэна, которую многие ожидают увидеть. Тот факт, что картина носит название “Капитан Крюк”, а не “Питер Пэн”, похоже, никого не смущает – все равно ожидается увидеть сказку про мальчика, который умеет летать. Вместо этого Спилберг снял историю про взрослого мужчину, который когда-то был мальчиком, который умел летать. Он все позабыл – и полеты, и мечты, и дивную страну чудес, и своих друзей. У него дети и взрослые заботы, но однажды ему приходится вернуться в Неверленд и вновь ощутить себя ребенком.
Вряд ли кому-то удалось бы сыграть взрослого Питера Пэна лучше, чем Робину Уильямсу. В роли извечного врага, капитана Крюка, другой титан – Дастин Хоффман. В роли феи Тинкербелл – Джулия Робертс. Прекрасное трогательное кино о том, что никогда не нужно убивать своего внутреннего ребенка. Чистый Спилберг без примесей.
Близкие контакты третьей степени (Close Encounters of the Third Kind) 1977
Сумасшедший фильм о контакте с инопланетной цивилизацией, который происходит совершенно не тем образом, к которому мы привыкли в процессе просмотра десятков других фильмов на эту тему. И обнаружение странной активности, и паранойя, которая охватывает общество, и сцены самого контакта строятся в очень нетипичной манере, пусть это и смотрится не так легко, как стандартные фильмы про вторжение инопланетян (та же “Война миров”, уже упомянутая выше). Несколько персонажей откровенно одержимы тем влечением к месту контакта, которое они испытывают, и зрителю предстоит вместе с ними разобраться, стоит ли эта одержимость затраченных усилий, или это было необъяснимое помешательство, которое закончится глубоким разочарованием.
Амистад (Amistad) 1997
Фильм по реальным событиям 19 века: рабы поднимают бунт на судне “Амистад” и убивают почти всю команду рабовладельцев, оставляя лишь пару человек, чтобы они помогли им попасть в Сьерра-Леоне. Однако в итоге корабль попадает в США, где мятежников берут под стражу и судят. Параллельно возникает сложный конфликт интересов, где очень немногие за освобождение рабов, при этом большая часть участников процесса ратует за возвращение собственности Испании, с которой есть об этом договор, а береговая охрана США и вовсе хочет компенсации за спасение испанской собственности. Притязания Испании поддерживает даже президент США, поэтому у адвоката (Мэттью Макконахи) сверхсложная задача.
Помимо Макконахи в фильме также заняты Морган Фримен, Энтони Хопкинс, Джимон Хонсу, Пит Постлетуэйт, Стеллан Скарсгард, Чиветел Эджиофор и Анна Пэкуин.
Терминал (The Terminal) 2004
Что если ты застрял на паспортном контроле в тот момент, когда в твоей стране произошел военный переворот? Твоя виза аннулирована, ты не можешь попасть в США, но и обратно улететь не можешь, потому что никто в твою страну сейчас не летает? Ситуация не то чтобы совершенно невозможная, а потому Спилберг в дуэте с одним из своих любимых актеров – Томом Хэнксом – дают нам инструкцию по тому, как вести себя в этих обстоятельствах. Персонаж Хэнкса живет в тразитной зоне, и не только умудряется со временем радоваться мелочам жизни, но даже закручивает роман с красавицей-стюардессой (Кэтрин Зета-Джонс). Прекрасная находчивая и добрая комедия, как всегда у Спилберга, с небольшой долей грусти в больших глазах самого человечного актера современности – Тома Хэнкса.
Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега (Raiders of the Lost Ark) 1981
Этот и следующий фильмы в списке можно было бы расположить как в предложенном нами порядке, так и в обратном – поставить “Последний крестовый поход” ниже. Знаковая серия как для Спилберга, так и для мирового кино в целом, поставила новую планку для приключенческого кино. Наряду с “Челюстями” и “Инопланетянином” это именно те фильмы, которые навечно застолбили для режиссера место в пантеоне голливудских богов. Харрисон Форд сыграл харизматичного профессора-археолога, который в свободное от преподавания время охотится за пропавшими сокровищами и артефактами мирового значения, сражается с нацистами практически в одиночку и умудряется быть то невероятно находчивым, смелым и ловким, то классическим киношным недотепой, таким неуклюжим, но таким милым.
Несмотря на то, что фильм снят более сорока лет назад, он по-прежнему смотрится достаточно актуально, пусть отдельные моменты с гримом и спецэффектами, понятное дело, устарели. Тем не менее, сцены с огромным катящимся камнем или Индианой, который пробирается под несущимся на полной скорости грузовиком, чтобы затем вновь добраться до кабины и выбросить из нее водителя-нациста, не только оказали влияние на развитие жанра, но и захватывают даже тех, кто уже видел это не единожды.
Индиана Джонс и последний крестовый поход (Indiana Jones and the Last Crusade) 1989
Причина, по которой мы поместили заключительную часть трилогии выше – это то, что всего было немного больше, чем в первом фильме. Немного больше самоиронии, немного больше квестов для того, чтобы добраться до главного артефакта, немного больше динамичных погонь, а кроме того, немного больше веса актерского состава – ведь к нему прикнул не кто-то, а сам Шон Коннери, сыгравший отца Индианы. Его присутствие во многом и добавило всего этого понемногу, особенно в части самоиронии.
Вестсайдская история (West Side Story) 2021
Мы неоднократно писали о том, что ремейки можно и нужно продолжать снимать, ведь главное – это не факт производства ремейка (или наоборот, нового оригинального фильма), а то, насколько хорошим он вышел. “Вестсайдская история” – это бродвейский мюзикл Артура Лорентса, Леонарда Бернстайна и Стивена Сондхайма, который в своб очередь является современной адаптацией шекспировской классики – “Ромео и Джульетта”. Ранее его уже экранизировали в 1961 году (режиссеры Джером Роббинс и Роберт Уайз) (собственно, версия Спилберга – это и не ремейк в полном смысле этого слова, ведь не называют же ремейками новые экранизации “Гамлета” или “Макбета”). И по мнению многих критиков и зрителей, фильм Спилберга оказался лучше картины 1961 года.
Не предлагая чего-то революционного, Спилберг великолепно справляется со всеми аспектами постановки – музыкой, танцами, адаптацией сценария, визуальной стороной вопроса и поиском молодых талантов под персонажей. Мюзикл – чуть ли не единственное, в чем ранее режиссер себя не попробовал, но он уверенно доказал, что и здесь для него нет препятствий.
Инопланетянин (E.T. the Extra-Terrestrial) 1982
Еще одна делегация инопланетян, которая прибывает с мирными намерениями. Они исследуют Землю – собирают образцы растений. Их засекает NASA, но когда появляются агенты спецслужб, инопланетные гости улетают. При этом в спешке они забывают одного из своих – и теперь нескольким земным детям предстоит спасти пришельца в этой новой и непривычной для него реальности.
Добрый, трогательный, семейный фильм от Спилберга, один из тех, который закрепил за ним реноме мастера фантастики и рекордсмена кассовых сборов (подумать только, около 800 миллионов долларов в далеком 1982 году).
Империя Солнца (Empire of the Sun) 1987
Фильм про судьбу мальчика, который жил с родителямии в элитном районе Шанхая, но после того, как Япония напала на Перл-Харбор, а затем и вторглась на территорию шанхайского сеттлмента, оказался в японском лагере для интернированных лиц (то есть для граждан той страны, с которой идут боевые действия, которые в этот момент находятся на чужой территории). История отчасти биографическая (по роману Джеймса Балларда), а с учетом глубокого знания Спилбергом темы Второй мировой, это был благодатный материал для военной драмы. Главную роль исполнил тогда совсем еще юный Кристиан Бэйл. Помимо него в фильме также заняты Джон Малкович, Миранда Ричардсон и Джо Пантолиано.
Дуэль (Duel) 1971
Уникальное подтверждение того, для хорошего фильма в первую очередь нужны хороший сценарий и режиссура. В полнометражном дебюте Спилберга нет ни огромного бюджета (он составил менее полумиллиона долларов), ни звезд кино (там в принципе нет известных актеров), ни спецэффектов, тем не менее, история держит со старта картины и до самого ее финала. Позднее режиссер работал и с бюджетами в несколько сотен миллионов долларов, и с главными звездами Голливуда и европейского кино, однако его дебютная лента по-прежнему остается одной из лучших его работ.
Внезапное соперничество на шоссе, возникшее буквально из ниоткуда, приводит к принципиальной дуэли между двумя водителями. Проблема только в том, что один из них ведет легковое авто, а второй – мощный бензовоз. И теперь водитель скромного Плимута рискует не только сохранностью своего автомобиля, но и самой своей жизнью…
Шпионский мост (Bridge of Spies) 2015
Несмотря на слово “шпионский” в названии, акцент здесь не на агентах спецслужб и секретных операциях. Это драма о жестоком размене людских судеб во время Холодной войны. В США арестован советский разведчик, его судят и признают виновным, и теперь дальнейшая его судьба в руках его ответственного адвоката (Том Хэнкс) и советской стороны. Захочет ли она производить обмен? Что ждет разведчика дома, если этот обмен произойдет? Оправдан ли риск такой работы в принципе? Циничная государственная машина против человечности сознательных граждан с обеих сторон. В роли советского разведчика Марк Райлэнс. Соавторами сценария стали братья Коэн.
Парк юрского периода (Jurassic Park) 1993
Секрет успеха этого фильма не только во впечатляющих спецэффектах (революционных на свое время), но и в прекрасной литературной основе – сильнейшем фантастическом романе Майкла Крайтона. Отлично проработанная адаптация вышла в тот момент, когда фантазию режиссера смогли должным образом отобразить на экране мастера визуальных технологий.
Ученые нашли возможность по коду ДНК воссоздать давно вымерших динозавров всех мастей. Предприимчивые бизнесмены пошли еще дальше и заполнили этими животными парк развлечений. Как всегда, несмотря на продуманную систему защиты, все пошло не по плану, и посетители парка оказались один на один с суровыми доисторическими тварями…
Первому игроку приготовиться (Ready Player One) 2018
Яркий пример того, что и на данном этапе карьеры Спилберг в состоянии создавать что-то по уровню не уступающее его основным хитам. Удивительная способность режиссера создавать даже не семейное, а практически детское (или подростковое) кино, которое, тем не менее, с полным вовлечением смотрят взрослые. В мире будущего в перенаселенных городах у молодежи одна отрада – компьютерная игра ОАЗИС, которая полностью погружает участников в свой виртуальный мир. Покойный глава компании завещает полный контроль над компанией тому, кто найдет пасхальное яйцо, спрятанное в недрах игры, к которому ведут три ключа.
Актерский состав – сплав молодости и опыта: Тай Шеридан, Оливия Кук, Марк Райлэнс, Бен Мендельсон и Саймон Пегг.
Особое мнение (Minority Report) 2002
Фантастический триллер с Томом Крузом в главной роли о парадоксе выбора между презумпцией невиновности и предопределением вины с помощью непогрешимого алгоритма. Можно ли считать виновным человека в преступлении, которое он еще не совершал? Команда по поимке таких потенциальных преступников не особо задается философскими вопросами, до тех пор, пока система не выбирает следующей жертвой одного из ее членов.
Молодым амбициозным соперником Круза здесь выступает персонаж в исполнении Колина Фаррелла, а опыт представляет глава проекта – Макс фон Сюдов.
Челюсти (Jaws) 1975
Вряд ли можно написать что-то новое про один из лучших триллеров и один из лучших хорроров в истории. Следующие три фильма были сняты уже без участия Спилберга, и такой силой не обладали. Тема гигантского неуязвимого монстра, музыка, заставляющая напрячься еще до того, как в кадре появилось что-то страшное, беззащитность человека перед стихией и надежда на то, что группа энтузиастов сможет справиться с этой неотвратимой угрозой. Классика, актуальная спустя полвека.
Поймай меня, если сможешь (Catch Me If You Can) 2002
По реальной истории талантливого мошенника, который долгое время водил за нос ФБР. Он начал в юном возрасте и был настолько изобретательным, что придумывал не только новые приемы для обмана, но и применял их в самых разных сферах – авиация, медицина, конкурсы красоты. И каждый раз, когда казалось, что обаятельный преступник вот-вот будет пойман, он ускользал из-под носа агентов, что в итоге вылилось в персональное противостояние с одним из ФБРовцев. Несмотря на легкий стиль повествования, это не только комедийная приключенческая лента о преследовании афериста, но и драма, местами достаточно трагичная. Спилберг, как всегда, подает это таким образом, чтобы не вогнать публику в состояние тоски, однако грусть за внешним развлекательным фасадом картины все же активно просматривается.
В роли мошенника Леонардо Ди Каприо, пытается поймать его Том Хэнкс, а отца парня играет Кристофер Уокен.
Мюнхен (Munich) 2005
Напряженная драма по реальной трагедии на Мюнхенской олимпиаде 1972 года, когда в результате терракта погибло 11 израильских спортсменов и тренеров, а также один немецкий полицейский. В ответ израильские спецслужбы организовали операцию возмездия, которая растянулась на долгий период, в течение которого перед измотанными психологически и физически агентами постоянно вставали вопросы морального права на соизмеримый ответ. Можно ли бороться со злом его методами? Насколько оправданы благие устремления мстителей (и благие ли они в таком случае изначально)? И где грань между оправданной жестокостью и превышением силы адекватного ответа?
Прекрасный актерский ансамбль – не “команда звезд”, но “команда-звезда”: Эрик Бана, Дэниел Крейг, снявшийся в этой ленте буквально накануне своего премьерного появления в качестве Бонда в “Казино Рояль”, Киаран Хайндс, Матьё Кассовиц и Джеффри Раш.
Спасти рядового Райана (Saving Private Ryan) 1998
Легендарное кино про спасение одного из троих братьев, оставшихся в живых во время Второй мировой. Фильм начинается с шокирующей сцены высадки армии союзников в Нормандии, но когда зрителю удается преодолеть этот фрагмент повествования, дальше он попадает в еще один непростой квест с поиском и доставкой домой солдата, пребывающего в одном из эпицентров военных действий. Стоит ли рисковать жизнью группы солдат и офицеров ради спасения одного рядового? Прямого ответа на этот вопрос фильм не дает, но это и не главное. Цель постановки такого вопроса – задуматься о ценности человеческой жизни как таковой.
Том Хэнкс, Мэтт Дэймон, Барри Пеппер, Вин Дизель, Пол Джаматти, Том Сайзмор, Деннис Фарина в одном из лучших фильмов о войне в истории.
Список Шиндлера (Schindler’s List) 1993
Вряд ли вы ожидали увидеть на первой позиции какой-то другой фильм. Так уж получилось, что топ-3 картины Стивена Спилберга заняли ленты, которые относятся к условному “серьезному” кино. Это не потому, что мы считаем комедию или экшн (и уж тем более, фантастику) более низким жанром. Но вышло так, что именно в этих трагичных лентах, основанных на реальных событиях (полностью или хотя бы частично), в полной мере раскрылся талант Спилберга и как рассказчика, и как постановщика, и как мастера высечения человеческих эмоций.
Фильм о спасении людей во время Холокоста не увязает в назидательности или патетике. Спилберг умеет говорить на серьезные и трагичные темы не скучным языком, но при этом не скатывается в неуместную развлекательность. Баланс между историческим базисом и увлекательной историей также одна из сильных сторон режиссера.
Вполне вероятно, что Стивену еще удастся превзойти собственное творение, и может быть, что для этого он даже не будет возвращаться к темам войны и Холокоста. Однако последние тридцать лет первую позицию в списке лучших его работ уверенно занимает именно “Список Шиндлера”.
Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект
Читайте также:
Все фильмы Мартина Скорсезе, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Мела Гибсона, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Кристофера Нолана, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Пола Томаса Андерсона, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Майкла Манна, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Джузеппе Торнаторе, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Алехандро Иньярриту, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Гаспара Ноэ, ранжированные от худшего к лучшему
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
- facebook — facebook.com/goodkino
- YouTube — youtube.com/c/kinowar
- Instagram — instagram.com/kinowar.com.ua
- twitter — twitter.com/kinowar_com
- Telegram — t.me/kinowarcom