Харизматичные персонажи. Яркие цвета. Любимые актеры в необычных образах. Безумные ситуации. Запретные темы. Эротизм. Пронзительная сентиментальность. Макияж на грани безвкусицы. Все это приходит на ум, когда мы слышим имя режиссера. Автор 21 фильма. Приверженец свободной любви. Гениальный, скандальный, чувственный, дерзкий и жестокий. Педро Альмодовар – это квинтэссенция испанского кино.
Режиссер начал творить в постфранкистской Испании, стране, которая недавно избавилась от насильственной и деспотической цензуры. Молодой испанец в полной мере воспользовался этой творческой свободой, стремительно начав карьеру, основанную на многослойных изображениях женщин. Его неоднозначные творения без извинений затрагивали такие темы, как изнасилование, инцест и педофилия, но при этом в них существует своя мрачная юмористическая подоплека, которая и выделяет их из всего того, что на тот момент снимали его коллеги. Несмотря на то, что его фильмы исключительно на испанском языке, это не помешало им получить всемирное признание как критиков, так и зрителей. Что такого привлекательного и уникального в фильмах Альмодовара, что заставляет каждого, кто видел хотя бы один, всегда возвращаться за новыми? Ниже приведены основные составляющие творчества мастера.
Каждый жанр – это его жанр
«Проблема в том, что я работаю более чем в одном жанре. Для меня невозможно стремиться к одному, потому что для меня комедия смешана с трагедией. Это очень по-испански, когда комедия и трагедия неотделимы друг от друга».
Перенести его эклектичный вкус в кино оказалось большой творческой удачей. В историях Альмодовара нет границ, зритель часто удивляется тому, как развивается сюжет. Эта смесь жанров очевидна в каждый период карьеры Альмодовара – от ранних любовных историй, смешанных с провокационным эротизмом и политическими заявлениями, до его новых фильмов, содержащих элементы мистики, триллера, черной комедии и ужасов. Никто не сочетает романтику и интригу так искусно, как Альмодовар, в результате чего возникают эмоциональные романтические триллеры, такие как «Разомкнутые объятия» или детективная мелодрама «Возвращение»
Запоминающиеся женские образы
«Я чувствую, что могу рассказать с женщинами более богатую и интересную историю».
Дело не в том, что он ставит женщин в центр внимания как главных героев, он делает их правдоподобными и уходит далеко за пределы поверхностных объяснений того, что заставляет персонажа вести себя так, как они это делают. Пенелопа Крус, одна из любимых актрис Альмодовара, хвалила его как человека, который прекрасно понимает женскую вселенную и заставляет их чувствовать себя защищенными, поэтому ей нравится сотрудничать с ним. Ключ к этой способности проистекает из детского опыта режиссера, он много раз объяснял, что вырос в окружении могущественных и сильных женщин. С другой стороны, некоторые из его критиков говорят, что он слишком много внимания уделяет женским образам, в то время как его гетеросексуальные мужские персонажи часто кажутся сомнительными и неполными.
Визуальный стиль
Режиссерский стиль Альмодовара, возможно, не для всех бальзам для глаз, но никто не отрицает того, что он прекрасно разбирается в деталях и использует цвета как важное дополнение к повествованию.
Испанец никогда не боялся использовать «слишком много» цвета, он открыто заигрывает с элементами китча, напоминающими традиционную испанскую культуру. За годы создания фильмов он научился управлять этими преувеличенными визуальными эффектами, чтобы улучшить сюжет фильма, но продолжал использовать яркие цвета, независимо от того, одежда ли это, макияж, стул или телефон. Во всех его работах активно используется красный цвет, который напрямую связан со всем, что является типично испанским, но также привлекает внимание к конкретным деталям, создавая напряженную атмосферу. Один из самых успешных международных фильмов Альмодовара «Все о моей матери» – лучшая иллюстрация силы красного. Он представляет сильных, смелых женщин и их жизненные истории через разорванные отношения, любовь, материнство, дружбу и потери.
Нарушение табу
С момента своего дебюта в фильме 1980 года «Пепи, Люси, Бом и другие девушки» Альмодовар продвигает творческую, индивидуальную и сексуальную свободу, подвергая сомнению социальные условности и борясь со стереотипами. Другой важный элемент – это юмор, который рождается из неожиданных, абсурдных, обычно считающихся трагическими ситуациями, показывающими важность контекста, например, сцена изнасилования в «Кика» или попытка самоубийства в «Высоких каблуках». Несмотря на такие неприятные моменты, зритель продолжает формировать эмоциональную привязанность и сочувствие к эксцентричным персонажам, и это то, что делает его фильмы настоящими.
Выбор музыки
Не секрет, что кино в целом не было бы такими захватывающим и трогательным, если бы оно не сопровождалось музыкой, поэтому неудивительно, что Альмодовар не оставляет ничего на волю случая в этом отношении. Он тщательно выбирает песни в соответствии со своими предпочтениями и зачастую руководствуется не художественным качеством музыки, а ее отсылками и эмоциональной ценностью. Оригинальные саундтреки к его фильмам стали хитами благодаря сотрудничеству с талантливым композитором Альберто Иглесиасом. Некоторые киноленты Альмодовара настолько сильно связаны с их саундтреком, что после их просмотра зрители автоматически связываем актеров и персонажей с определенной песней, доказывая, что музыка неотделима от повествования.
Немногие испанские режиссеры добились такого же успеха у критиков и зрителей, как Педро Альмодовар. Уважаемый режиссер получил множество престижных наград за свою карьеру, и он не собирается останавливаться на достигнутом. Недавно стало известно, что он приступил к работе над новым фильмом Madres Paralelas, где одну из ролей сыграет его муза – Пенелопа Крус.
В этой статье kinowar.com отобрал для вас самые яркие фильмы режиссера, демонстрирующие его талант в полной мере.
Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект
1. Поговори с ней (Hable con ella, 2002, IMDb 7.9)
В фильме рассказывается о Марко (Дарио Грандинетти) и Бениньо (Хавьер Камара), двух незнакомцах, которые встречаются и завязывают странные отношения, ухаживая за любимыми женщинами, находящимися в коме. В случае Марко, он ухаживает за своей травмированной подругой – тореадором Лидией (Росарио Флорес), в то время как Бениньо заботится об Алисии (Леонор Уотлинг) – балерине, которой он увлечен. Все четыре жизни неожиданно пересекаются.
Этот фильм – еще одна демонстрация эмоционального интеллекта режиссера, который отправляет зрителя в путешествие через разные грани любви и сострадания. Поводом к написанию сценария стала реальная история о сотруднике морга в Румынии, попытавшемся заняться сексом с женщиной, впавшей в летаргический сон, из-за которого ее сочли мертвой. Своим действием он пробудил ее к жизни, и несмотря на благодарность ожившей и ее семьи, был подвергнут уголовному преследованию. Для того, чтобы смягчить натуралистические моменты, заложенные в случившейся истории, Альмодовар, по собственному признанию, усложнил повествовательную структуру киноленты и обогатил ее различными вставками, демонстрирующими развитие событий в завуалированной форме. Кинолента получила «Оскар» и ряд других престижных кинонаград.
2. Все о моей матери (Todo sobre mi madre, 1999, IMDb 7.8)
Альмодовар по праву получил приз Каннского кинофестиваля за лучшую режиссуру, а также премии «Оскар», «Золотой глобус», «Сезар» и BAFTA как лучший фильм на иностранном языке за эту восхитительную оду женщинам и фильмам, вдохновившим его. Как поясняется на титульном листе, кинолента посвящена «Бетт Дэвис, Джине Роулендс, Роми Шнайдер… всем актрисам, которые играют; всем женщинам, которые играют; всем мужчинам, которые играют и превращаются в женщин; всем тем, кто хочет стать матерью. Моей матери»
Мануэла (Сесилия Рот) – скорбящая мать, чей сын умер в результате несчастного случая. Она жертвует его органы для трансплантации и переоценивает свой достаточно консервативный образ жизни. Мануэла решает уехать из Мадрида в Барселону, где планирует отыскать отца своего погибшего сына, который не знал о его существовании.
С одной стороны, этот фильм — серьезная драма о боли материнства и горечи потери, о природе памяти. С другой – это восхитительный гимн любой инаковости, желанию каждого из нас, вне зависимости от предпочтений и ориентации, быть любимым вне всяких условностей и норм «приличий».
«Все о моей матери» – это Альмодовар, увлекающийся великими женщинами кино, причем одним из главных поворотных моментов в фильме является воссоздание сцены из закулисной драмы Джона Кассаветиса «Премьера» с Джиной Роулендс в главной роли. Что еще можно сказать об этом до боли великолепном фильме? Это красивый и полный страсти шедевр, после которого вам захочется крепко обнять свою маму.
3. Женщины на грани нервного срыва (Mujeres al borde de un ataque de “nervios”, 1988, IMDb 7.6)
Кинолента снята в далеком 1988 году, и по общей картинке сильно отличается от того, что снимает режиссер сейчас. Вплоть до «Все о моей матери» он создавал китчевые, раздирающие душу мелодрамы на грани бурлеска, используя кричащие тона и костюмы, превращая серьезные сюжеты во второсортные мыльные оперы. Но в этом и было очарование его картин и это то, что принесло Альмодовару признание.
Эта лента является началом всех любимых фетишей режиссера. Фактически, «Женщины на грани нервного срыва» вполне могло быть названием всей его фильмографии. Это также один из самых катарсических фильмов о разрыве отношений. Пепа (Кармен Маура) – телевизионная актриса, которая в истерике теряет почву под ногами после того, как ее парень неожиданно бросил ее. От кровати, подожженной сигаретами, до гаспачо, приправленного снотворным, этот фильм полон насыщенных цветов, взрывных эмоций, битого стекла, интриг и ярких персонажей, которые создают почву для последующей и бесконечной одержимости режиссером травмированными женщинами.
Кинолента была номинирована на «Оскар», как лучший фильм на иностранном языке, получила пять премий Гойя и является своеобразным путеводителем по душевным крайностям неслабого на самом деле пола.
4. Возвращение (Volver, 2006, IMDb 7.6)
Действие киноленты происходит в Ла-Манче, родном крае Альмодовара. Режиссер снял фильм о женской силе и стойкости – тонкий, переплетающийся рассказ о трех поколениях испанских женщин, которые стараются выжить в мире, где доминируют мужчины. Сюжет сосредоточен на Раймунде (Пенелопа Крус) и ее сестре Соледад (Лола Дуэньяс). Первая открывает ресторан и прячет в морозилке труп своего мужа, а вторая работает в парикмахерской и принимает на работу призрака своей матери Ирен (Кармен Маура), вернувшейся после смерти для того, чтобы завершить незаконченные дела.
Альмодовар с присущей ему легкостью исследует темы убийства, сексуального насилия, инцеста, старости и того, что значит по-настоящему любить и защищать членов семьи любой ценой. Несмотря на серьезные и грустные темы, поднятые здесь, «Возвращение» получилось жизнеутверждающим фильмом, рождающим сильный эмоциональный отклик в душе, заставляющий плакать и смеяться. Картина удостоилась множества премий; коллективная награда «Лучшая актриса» на Каннском кинофестивале досталась сразу шести исполнительницам.
5. Кожа, в которой я живу (La piel que habito, 2011, IMDb 7.6)
Психологический триллер, снятый по мотивам повести «Тарантул» Тьерри Жонке, рассказывает об известном пластическом хирурге Роберте Ледгарде (Антонио Бандерас), которого преследует смерть жены, сгоревшей в автокатастрофе. Он создает синтетическую кожу, способную противостоять ожогам и укусам насекомых. Его нелегальная морская свинка – загадочная и непостоянная женщина Вера Крус (Елена Анайя), которую он держит в плену на уединенном острове с помощью своей преданной горничной Марилии (Мариса Паредес). Это классический хоррор с безумным ученым, частями тела, местью и пленниками, и Альмодовар поддерживает эмоциональную напряженность на протяжении всей истории с помощью Антонио Бандераса, вернувшегося к работе с режиссером спустя 20 лет.
Режиссер наполняет свой сценарий одним шокирующим поворотом за другим, создавая тревожное исследование сексуальности, безумия и одержимости. Здесь маэстро решил отмежеваться от значительного багажа прошлых достижений и подошел к новой для себя теме с напором и дерзостью дебютанта. Место оптимистичного рассказчика здесь занимает холодный наблюдатель. В этой ленте нет привычной для испанца сентиментальности, но зато присутствует восхитительная многоходовка, отдающая философскими размышлениями о соотношении добра и зла, любви и ненависти, мужского и женского. Альмодовар, почерк которого, казалось бы, так узнаваем, смог по-настоящему удивить, что сродни крупной победе, особенно когда за плечами стоит 30 лет успешной кинокарьеры.
6. Боль и слава (Dolor y Gloria, 2019, IMDb 7.5)
Последняя полнометражная работа Альмодовара – полуавтобиографический фильм, в котором Антонио Бандерас играет кинорежиссера Сальвадора Мальо, у которого впереди меньше дней, чем позади. Он переживает творческий кризис на фоне сильной физической боли. Столкнувшись с возможностью никогда больше не работать, он размышляет о своем прошлом, в том числе о детстве, любви к кино и неудавшихся отношениях с бывшим любовником.
Это пронзительное, глубоко личное и однозначно лучшее кино, что Альмодовар снял за последние 15 лет. Здесь нет ничего случайного, а сложная музыкальная палитра и множественные цитаты из кино составляют все то, что важно для самого режиссера. Все его традиционные мотивы на месте, но в этот раз мелодрама разыграна мягче и тише обычного. Буднично, без ярких обобщений, испанец снова находит важные слова о том, что для него имеет значение – о любви и о кино, и в невероятно эффектном финале ставит между ними знак равенства.
7. Живая плоть (Carne trémula, 1997, IMDb 7.4)
«Живая плоть» – это психологически убедительный фильм, погружающий смотрящего в реальность любви и тоски, смерти и возрождения. Хавьер Бардем играет здесь бывшего полицейского, страдающего параплегией, жена которого (Франческа Нери) является объектом навязчивой идеи Виктора (Либерто Раваль) – и если вы видели «Свяжи меня!» или «Закон желания», то знаете, что в фильмах Альмодовара брошенный любовник – это тот, кого вам однозначно необходимо избегать.
В одном из интервью режиссер привел более остроумное и подходящее название для этой картины, снятой по одноименному роману Рут Рэнделл – «Мужчины на грани нервного срыва». Несмотря на раздающиеся выстрелы и внешнюю трагичность ситуации, кинолента смотрится легко, а ирония в ней порой граничит с абсурдом. Здесь в полной мере присутствует любимый коктейль режиссера, состоящий из секса, наркотиков и убийства на почве ревности. Напряженная гонка на выживание, в которой нет победителей.
8. Человеческий голос (The Human Voice, 2020, IMDb 6.6)
Кинолента была снята и впервые показана публике во время пандемии COVID-19, а режиссер сам перенес болезнь, результатом чего и стала эта работа.
Альмодовар здесь многое сделал впервые: снял ленту на английском языке, создал монофильм с единственным героем, поработал с Тильдой Суинтон и ограничился хронометражем в 30 минут, при этом сделав его максимально содержательным и насыщенным.
Картина снята по мотивам моно-пьесы Жана Кокто и основана на «мифе о брошенной женщине». Женщина ждет мужчину, отношения с которым длились 4 года. Прошло 3 дня с того момента, как он перестал приходить. Внезапно раздается телефонный звонок.
За эти 30 минут переживаешь весь спектр эмоций: тревожное ожидание, радость от того, что он позвонил, надежду, гнев, отчаянье и мольбу… все то, что, скорее всего, каждый испытал как минимум однажды в своей жизни. Любовь, беспомощность, растерянность и избавление. Все действие происходит на фоне великолепных интерьеров под музыку, взятую из разных ранних фильмов мастера. Невероятно красивое кино, которое вызывает восторг своей формой и тем, как много можно сказать за такое короткое время.
Ира Дробот
Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект
Читайте также:
Все фильмы Гаспара Ноэ, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Пола Томаса Андерсона, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Джузеппе Торнаторе, ранжированные от худшего к лучшему
Все фильмы Алехандро Иньярриту, ранжированные от худшего к лучшему
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
- facebook — facebook.com/goodkino
- YouTube — youtube.com/c/kinowar
- Instagram — instagram.com/kinowar.com.ua
- twitter — twitter.com/kinowar_com
- Telegram — t.me/kinowarcom