kinowar.com

Ким Ки Дук: 8 фильмов в память о великом режиссере

Ким Ки Дук корейский режиссер

11 декабря из-за осложнений от коронавируса ушел из жизни один из самых знаменитых южнокорейских режиссеров, снявший 24 полнометражных фильма, половина из которых получали призы на различных кинофестивалях. Для многих ценителей кино он стал тем, кто влюбил окончательно и бесповоротно в азиатский кинематограф. Все его картины до краев наполнены символами и метафорами, великой красотой и шокирующими сценами насилия. Его творения восхищают одних и ужасают других, а самого автора часто обвиняли в чрезмерном радикализме, но в одном согласны все: в его лице кино получило смелого и неординарного творца. Сам же Ким Ки Дук о своем творчестве говорил следующее: «Многие говорят, что я снимаю мрачное кино. Но я хочу заявить, что на самом деле я пытаюсь показывать свет, и я совсем не злой человек. Если вы посмотрите на этот стол, то вот здесь тень, а здесь свет. Если бы не было тени, то невозможно было понять, где свет. Я снимаю кино, чтобы показать, что тьма и свет всегда вместе, что нет плохого и нет хорошего».

Ким Ки Дук из тех авторов, которые умеют быть разными: противоречивыми, дерзкими, провокационными и сентиментальными. При этом он всегда оставался неизменен во мнении: «Кино – это не деньги, а страсть и желание что-то сказать зрителям». Несмотря на все достижения, режиссер всегда оставался сторонником малобюджетного кинематографа, считая, что большие бюджеты не помогут рассказать настоящую человеческую историю.

Лучший способ почтить память великого творца – пересмотреть его фильмы. В этой статье kinowar.com собрал для вас лучшие работы Ким Ки Дука, ранжированные согласно рейтинга IMDb.             

1. Пустой дом (Bin-jip, 2004) IMDb 8,0

Пустой дом (Bin-jip, 2004

Безмолвный парень Тэ Сук развозит рекламные материалы на мотоцикле и забирается в дома, хозяева которых на время уехали из города. Он спит в их кроватях и ест их еду, прослушивает автоответчики и фотографируется на фоне семейных портретов. В качестве платы за свое пребывание в этих домах он стирает белье, чинит часы и убирает. Однажды в одном из домов Тэ Сук находит красивую и безмолвную женщину, которая, подобно часам, “нуждается в ремонте”, и возвращает ее к жизни. Теперь они вместе наслаждаются чужим уютом, незаметно создавая собственный. Подобно призракам, которых ничто не может нигде задержать, они скользят по жизни.

Легкими штрихами Ким Ки Дуку удалось создать кинокартину, о которой сложно говорить, но интересно размышлять. Удивительная лента, которую каждый смотрящий прочувствует и поймет по-своему, а понравится она или нет – зависит от того, каким вы сядете ее смотреть и насколько внимательно вы будете это делать. Фильм-тишина, фильм-одиночество, где каждый жест и движение наполнены глубоким смыслом.

 

2. Весна, лето, осень, зима… и снова весна (Bom Yeoareum Gaeul Gyeoul Geurigo Bom) 2003, IMDb 8,0

Весна, лето, осень, зима… и снова весна (Bom Yeoareum Gaeul Gyeoul Geurigo Bom, 2003

Начиная с этой киноленты  Ким Ки Дук  отдаляется от прямолинейной демонстрации насилия. Зритель здесь становится свидетелем жизни главного героя, чье детство, отрочество, юность, возмужание и зрелость проходят на фоне неспешно сменяющихся времен года.

О таких фильмах, как «Весна, лето, осень, зима… и снова весна», не хочется говорить или писать. Потому что слов нет, есть лишь одни эмоции. А еще ощущение, что прикоснулся к чему-то настолько важному и настоящему, что… И снова это ощущение, что все слова здесь неуместны. Как словами по максимуму описать полученный визуальный оргазм от созерцания плавающей пагоды в озере? Какие слова в состоянии просто, без надрыва или нравоучений, поведать о жестокости детских игр, о поглощающем безрассудстве первой влюбленности, о безысходности зрелости, о смиреннии и мудрости старости, оберегающей и наставляющей беспечное детство? Зачастую у зрителей, посмотревших эту картину, не хватает таких слов, и скорее всего, Ким Ки Дук также не мог найти их, поэтому в его фильме практически нет диалогов. На самом деле, зачем нужны слова там, где все до боли близко и знакомо и без них? Этот фильм сродни духовному очищению. Впрочем хватит об этом. Просто посмотрите эту картину в тишине и одиночестве.

 

3. Сеть (Geumul) 2016, IMDb 7.3

Сеть (Geumul, 2016

Бедный рыбак Нам Чол-Ву каждое утро на своей лодке отправляется ловить рыбу на реке, разделяющей Северную и Южную Корею. Пограничники КНДР знают о его верности партии и не сомневаются, что Нам вернется с домой, но в один из дней мотор лодки путается в неводе, и рыбака уносит течением к берегу противника. Южные соседи подозревают в Чол-Ву шпиона и увозят в Сеул, где всеми способами пытаются выяснить «истинные цели его визита», а заодно стараются завербовать. Но рыбак не ценит достижения капитализма, и все, чего он хочет – это вернуться к жене и дочери, несмотря на то, что дома его ждет жестокое расследование со стороны службы госбезопасности КНДР.

Этот фильм Ким Ки-Дука не похож на его предыдущие творения. Режиссер здесь впервые обратился к политике, и смотреть картину достаточно тяжело, ведь все здесь пропитано фатальностью. Его «Сеть» полностью лишена форменной эстетики режиссера, здесь нет красоты, свойственной остальным его картинам. Эту работу принято считать одним из самых простых фильмов Ким Ки Дука, но в этой простоте нет бесталанности или слабости, наоборот, в самых казалось бы банальных ходах режиссер показывает весь абсурд и ужас ситуации, когда вражда между двумя странами принимает формы, разрушающие семьи. Сильная история, рассказанная отстраненно о том, как все-таки просто сломать человека.

 

4. Адрес неизвестен (Suchwiin bulmyeong) 2001, IMDb 7.2

Адрес неизвестен (Suchwiin bulmyeong) 2001

Драма-размышление режиссера на тему послевоенной Кореи. Начало 70-х прошлого века. Война, разделившая страну на два непримиримых лагеря, окончилась двадцать лет назад. Рядом с базой американских ВВС расположен поселок, который населяют, буквально и метафорически, «люди-мутанты». Режиссер выделяет среди них несколько ключевых фигур: молодого художника, девушку с выбитым глазом, темнокожего сына американского солдата и его мать, пытающуюся отыскать отца ребенка.

Ким Ки Дук, один из главных азиатских «певцов жестокости», видит насилие, как ключевую форму выражения творческих идей, и все свои метафоры строит вокруг телесного контакта. Герои его картин бесконечно мучают друг друга — то тупо, то изощренно. И тот, кто был палачом, в следующем кадре может стать жертвой. Его герои привыкли к боли и одновременно готовы причинять ее другим. Тем не менее, несмотря на всю депрессивность и жестокость, лента не оставляет после себя тяжелого впечатления. Робкие чувства измученных людей на фоне меланхоличных пейзажей и выразительного музыкального сопровождения оставляют после себя светлую грусть и надежду на сострадание.

 

5. Время (Shi gan) 2006, IMDb 7.2

Время (Shi gan) 2006

Главные герои фильма  – девушка Си Хи и юноша Чи Ву. Они давно вместе и знают друг друга настолько хорошо, что уже нет необходимости спрашивать о чем-либо. Их глаза то и дело соскальзывают со знакомого лица, чтобы зацепиться за что-то неизвестное. Именно такой взгляд, брошенный парнем на официантку, доводит Си Хи до истерики. Она становится нервной и раздражительной от ощущения бессилия и от понимания того, что время, когда он каждый день находил в ней что-то новое, давным давно прошло. Чтобы спасти любовь, девушка отправляется в клинику пластической хирургии. И исчезает.

Этот фильм из разряда тех, что заставляют задуматься о жизни и что-то переоценить. Настройтесь смотреть внимательно, не упуская ни одного нюанса, иначе с определенного момента вы вообще перестанете понимать, что происходит и кто все эти люди. Как гласил пресс-релиз фильма, каждая вторая кореянка младше 30 лет делала себе хотя бы одну пластическую операцию. К чему приводит современное помешательство общества на внешности? Изменится ли человек, если прибегнет к помощи пластического хирурга? Похоже что нет, и Ким Ки Дук выразительно указывает нам на ошибочность подобных убеждений.

 

6. Самаритянка (Samaria) 2004, IMDb 7.1

Самаритянка (Samaria) 2004

Фильм получил «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру на Берлинале 2004 года.

Две подруги, юные школьницы Ечин и Чэен мечтают уехать в Европу и находят способ накопить деньги на поездку. Пока первая находит богатых мужчин и охраняет номер мотеля, вторая оказывает им сексуальные услуги, а в одного даже влюбляется. Однажды Ечин не замечает полицейских, которые совершают облаву на несовершеннолетних проституток, вследствие чего Чэен выпрыгивает из окна в попытке бегства. На смертном одре у нее есть одно желание – снова увидеть мужчину, в которого влюбилась, а подруге предстоит его найти.

Этот фильм, полный безысходности и снятый за 11 дней, словно тонкая и пугающая паутина засасывает зрителя с головой. Режиссер поддерживает здесь хрупкое и неустойчивое равновесие – немногочисленные и немногословные диалоги, музыка и полная тишина. Все это создает впечатление, что жизнь героев не что иное, как хрупкая ваза, стоящая на краешке стола. Это фильм, в котором каждой клеткой тела ощущаешь приближающуюся развязку и ловишь себя на мысли о том, что считаешь про себя минуты жизни, отведенной им. Режиссер не заботится о зрителях, а наоборот, кидает их в удушающую атмосферу киноленты, где самое страшное начинается тогда, когда внезапно приходит мысль о том, что эта история реальна. И что она происходит здесь и сейчас. Рядом с вами.

 

7. Натянутая тетива (Hwal) 2005, IMDb 7.1

Натянутая тетива (Hwal) 2005

Один из самых красивых фильмов режиссера. 60-летний рыбак растит на барже вдали от посторонних глаз девочку-сироту и надеется жениться на ней, как только ей исполнится 17 лет. Он в нее влюблен и уверен, что это чувство взаимно. Их размеренную жизнь разрушает появление молодого человека, в которого влюбляется главная героиня.

«Натянутая тетива» — это история любви, преданности, жизни и смерти. Это картина, которую хочется посмотреть залпом, от начала до конца. Построенный на контрастах и подкупающий своей безупречной картинкой фильм надолго запомнится своей визуальной составляющей: яркими образами, символами, меланхолией и медитативным настроением. И конечно же, музыкой, которая добавляет картине поэтичности и художественной завершенности.

 

8. Остров (Seom) 2000, IMDb 7.0

Остров (Seom) 2000

По залитому туманом озеру дрейфуют рыбацкие домики. Здесь живет Хичжин, занимающаяся тем, что доставляет рыбакам еду и девушек легкого поведения. Однажды она влюбляется в Хенсика, который скрывается от полиции, и спасает его рыболовным крючком в тот момент, когда он пытается покончить жизнь самоубийством.

Этот фильм стал для Ким Ки Дука прорывом за пределы локальной известности, благодаря чему на него обратили внимание организаторы ряда кинофестивалей, в том числе и Венецианского, где он получил одну из наград. Секрет успеха киноленты достаточно прост. Прежде всего это история любви, продемонстрированная в символичной и метафоричной форме, где финальная сцена способна поставить в тупик любого зрителя. Во-вторых, форма, в которой показаны чувства, красота природы и азиатское равновесие – все это подается здесь в крайне оригинальном виде. Его герои на протяжении фильма произносят всего лишь несколько фраз, а Хичжин и вовсе хранит молчание. Их страсть проявляется в странной форме, в ней больше шлепков, чем поцелуев. Отсюда и еще один пункт успеха – запомнившиеся всем, кто смотрел, сцены с глотанием рыболовных крючков и выуживание друг друга на удочку. Эти кадры вряд ли кто-то сможет забыть. И как заключение – этот фильм настоящий шедевр, мастерски уравновешивающий первобытную жестокость главных героев красотами замершего посреди мироздания озера.

Ира Дробот

Читайте также:

10 лучших корейских фильмов

Все фильмы Ларса фон Триера

Все фильмы Томаса Винтерберга

Все фильмы Сюзанны Бир

Все фильмы Фатиха Акина

Все фильмы Гаспара Ноэ, ранжированные от худшего к лучшему

Все фильмы Ридли Скотта, ранжированные от худшего к лучшему

Все фильмы Мела Гибсона, ранжированные от худшего к лучшему

Все фильмы Гая Ричи, ранжированные от худшего к лучшему

Все фильмы Тони Скотта, ранжированные от худшего к лучшему

Все фильмы Пола Томаса Андерсона, ранжированные от худшего к лучшему

Все фильмы Джузеппе Торнаторе, ранжированные от худшего к лучшему

Все фильмы Алехандро Иньярриту, ранжированные от худшего к лучшему

Все фильмы Майкла Манна, ранжированные от худшего к лучшему

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:

Коментарі