25 самых кассовых фильмов 2021 года
Когда мы разбираем список самых кассовых фильмов года, мы не просто считаем чужие деньги, мы пытаемся разобраться, какие проекты мы будем продолжать наблюдать в ближайшие пару лет, какие общие тенденции на рынке мирового кино и, с учетом пандемийной реальности последних двух лет, насколько кинотеатральный прокат в принципе жив с точки зрения бизнеса.
По поводу последнего единого мнения пока нет. С одной стороны, многие, даже очень хорошие, фильмы провалились (а есть и вовсе курьезные случаи, когда фильм из топ-5 собирает почти 800 миллионов долларов и не окупается). С другой стороны, лидер списка собрал больше миллиарда, что круто даже по доковидным меркам. Таких хитов не так много, но при этом есть примеры, когда при не самом большом бюджете и не самом активном промоушне фильмы собирают очень значимые деньги. Скорее корректно будет сказать, что прокатный бизнес жив, но продюсерам и студиям явно нужно искать подход к аудитории и соблюдать баланс между затратами и ожидаемой прибылью. Стандартные подходы к производству и запуску проектов, особенно высокобюджетных, работают теперь далеко не всегда.
Роль китайского проката по-прежнему очень велика, пусть Китай и ощущает последствия ковида для экономики наравне с остальным миром. В топ-3 два китайских фильма (а всего топ-25 их шесть). Отдельно также всегда стоит обращать внимание на американский прокат (именно поэтому мы традиционно подаем данные как прокат общий, американский и международный без учета США). Дело в том, что основные деньги студии по-прежнему получают в США, даже если остальной международный прокат принес номинально больше. Когда вы видите цифру кассовых сборов, это общая сумма, вырученная за билеты. Она делится между студиями и кинотеатрами (грубо говоря, пополам). При этом при прокате вне США зачастую часть денег получает еще и локальный дистрибьютор. Помимо этого всегда есть вопросы по задержке платежей из других стран, по местным налогам и бухгалтерским правилам и документам, а потому в итоге студии получают меньше половины от общей суммы сборов, да еще и не сразу, а по прошествии времени (при этом затраты они уже понесли). Вот и получается, что если фильм провалился в США, то даже если он прогремел по всему остальному миру, то скорее всего, его сиквела мы уже не увидим.
Разумеется, одними лишь сборами в кинопрокате дело не ограничивается – теперь есть онлайн-премьеры, по-прежнему существуют продаваемые носители с фильмами, со временем также права на трансляцию продают телеканалам по всему миру. В общем, сбор средств идет по многим каналам (в особо продвинутых случаях это еще и общая экосистема с видеоиграми, сувенирной продукцией и рекламными контрактами, особенно если речь идет о таких мощных франшизах как Марвел или “Форсаж”). И тем не менее, первый маркер успешности появляется именно по итогам проката (если появляется, конечно).
Все данные по сборам – boxofficemojo
Итак, kinowar.com представляет 25 самых кассовых фильмов 2021 года.
25. Космический джем: Новое поколение (Space Jam: A New Legacy)
Мировой прокат $162,828,072
Прокат в США $70,528,072
Прокат вне США $92,300,000
Ужасный сиквел (или скорее даже перезапуск) “Космического джема” с Майклом Джорданом получил отвратительную критику (мы также включили его в список худших фильмов года), что однако не помешало ему собрать весьма приличную кассу. Леброн хотел догнать Майкла и в сфере кино, но похоже, ему лучше сосредоточиться на баскетболе: кассовые сборы составили 162 миллиона долларов, однако бюджет фильма – 150 миллионов, что означает, что проект, скорее всего, в достаточно значимом минусе.
24. Отряд самоубийц: Миссия навылет (The Suicide Squad)
Мировой прокат $167,400,219
Прокат в США $55,800,219
Прокат вне США $111,600,000
С точки зрения соотношения сборов и бюджета ситуция здесь похожа на предыдущую позицию в списке: 167 миллионов сборов против 185 миллионов бюджета. Однако с учетом фигуры режиссера общая ситуация куда благоприятнее: Джеймс Ганн снял крепкое смешное супергеройское крошилово, одобренное и критиками, и фанами, а потому впереди нас ждет и сольный сериал для “Миротворца” Джона Сины, и, что вполне вероятно, новые сиквелы франшизы.
23. Над обрывом (Cliff Walkers)
Мировой прокат $181,325,565
Прокат в США $152,972
Прокат вне США $181,172,593
Китайская пропаганда работает успешно не только с точки зрения идеологии для широких народных масс в республике, но и с коммерческой точки зрения. Да, в США фильм собрал всего 150 тысяч долларов (надо полагать, выйдя буквально в нескольких кинотеатрах), но кому нужен американский прокат, если в родном прокате лента собирает почти 200 миллионов? История четверых агентов, заброшенных в Маньчжоу-Го, марионеточное государство, созданное злобной Японией на территории оккупированной Маньчжурии как плацдарм для нападения на Китай, вряд ли найдет отклик в сердцах любителей исторического кино, но зато вполне может попасть в школьную программу самого Китая.
22. Охотники за привидениями: Наследники (Ghostbusters: Afterlife)
Мировой прокат $184,720,032
Прокат в США $123,420,032
Прокат вне США $61,300,000
Предыдущая попытка перезапуска франшизы с женским составом провалилась по всем статьям – и финансово, и с точки зрения восприятия фанов. Новая попытка вернулась к проверенным лекалам ностальгии – и если принять во внимание, что бюджет ленты составил всего лишь 75 миллионов долларов, то пожалуй, результатом создатели могут быть довольны. Так что и сиквел вполне вероятен.
21. Китайские врачи (Chinese Doctors)
Мировой прокат $197,143,218
Прокат в США –
Прокат вне США $197,143,218
Все верно, это китайская лента о сражении врачей Китая с вирусом COVID-19. Никакого проката в США, и тем не менее, собрано почти 200 миллионов долларов.
20. Заклятие 3: По воле дьявола (The Conjuring: The Devil Made Me Do It)
Мировой прокат $201,965,074
Прокат в США $65,565,074
Прокат вне США $136,400,000
Жанр хоррора по-прежнему жив и имеет армию поклонников по всему миру (пусть по Украине этого и не скажешь, это едва ли не самый непопулярный сегмент кино в стране). Третья часть вновь порадовала и поклонников, и создателей, ведь 202 миллиона долларов собрано при бюджете всего в 39 миллионов. Таким образом, это один из самых прибыльных проектов в списке, несмотря на то, что следующие позиции собрали куда больше в абсолютных значениях.
19. Перекрёстный огонь (Raging Fire)
Мировой прокат $205,838,889
Прокат в США $385,305
Прокат вне США $205,453,584
Эту звезду китайского кино знают и за пределами Китая – Донни Йен прославился съемками и в голливудских хитах (“Изгой-один. Звёздные войны: Истории”), и в азиатских лентах, которые стали международным успехом (“Ип Ман”). В боевике “Перекрестный огонь” он играет хорошего полицейского, чей путь пересекается с бывшим протеже.
18. Энканто (Encanto)
Мировой прокат $206,346,390
Прокат в США $91,318,387
Прокат вне США $115,028,003
Анимация от Disney – это всегда гарантия хорошего качества. Даже если результат невыдающийся, время у экрана все равно провести приятно, особенно если это совместный просмотр с детьми. С учетом бюджета в 120 миллионов сборы не слишком благоприятные, однако поскольку у корпорации есть развивающийся огромными темпами стриминг Disney+, то толковая новинка лишней точно не будет.
17. Круиз по джунглям (Jungle Cruise)
Мировой прокат $220,889,446
Прокат в США $116,987,516
Прокат вне США $103,901,930
Дуэйн Джонсон редко выступает гарантией хорошего кино, однако гарантированно отвечает за высокие кассовые сборы. Или нет? Скажем так, не всегда. Провалы в бокс-офисе у актера бывали (и не стоит винить его за это). В случае с “Круизом по джунглям” ситуация двойственная, как часто бывало в 2021 году: с одной стороны, при бюджете в 200 миллионов сумма сборов явно убыточная, с другой стороны, с учетом ковидного проката показатели совсем неплохие. Так что списывать Дуэйна со счетов точно не стоит, тем более, впереди “Черный Адам” с его участием.
16. Моя страна, мои родители (My Country, My Parents)
Мировой прокат $221,701,823
Прокат в США $166,807
Прокат вне США $221,535,016
Еще одна патриотичная китайская драма, состоящая из четырех новелл, действие которых происходит в разное время, от японо-китайской войны 1942 года до футуристической реальности 2050 года.
15. Круэлла (Cruella)
Мировой прокат $233,274,812
Прокат в США $86,103,234
Прокат вне США $147,171,578
Компанию Disney часто упрекают в том, что она полирует все свои ленты до абсолютно пресного состояния. Аудитория действительно преимущественно предусматривается детская или семейная, однако случается и кино с более свежими идеями, которое не грех посмотреть и взрослым (не 18+, понятное дело, но все же). “Круэлла” с Эммой Стоун – тот редкий случай, когда довольны и критики, и зрители, да еще и сборы вышли хорошими (а потому сиквел уже подтвержден).
14. Тихое место 2 (A Quiet Place Part II)
Мировой прокат $297,372,261
Прокат в США $160,072,261
Прокат вне США $137,300,000
Этот пункт в списке – наша персональная радость. Мы очень любим первый фильм, переживали за успех второго и теперь радуемся успехам семейной пары Джона Красински (сценарист и режиссер второго фильма, одна из главных ролей в первом (и также режиссер и соавтор сценария)) и Эмили Блант. Бюджет картины – 61 миллион долларов, а это значит, что как ни считай, проект точно прибыльный. А потому и третий фильм уже подтвержден.
13. Персонаж (Главный герой) (Free Guy)
Мировой прокат $331,503,757
Прокат в США $121,626,598
Прокат вне США $209,877,159
Несмотря на достаточно высокий бюджет (120 миллионов долларов), фильм, похоже, окупился в прокате. Информации по сиквелу пока не поступало, но мы не слишком удивимся, если он состоится в будущем.
12. Черная вдова (Black Widow)
Мировой прокат $379,631,351
Прокат в США $183,651,655
Прокат вне США $195,979,696
Эту премьеру переносили несколько раз, так что шансов выйти в прибыль было не так много. Сборы в итоге получились существенными, особенно с учетом ковидных времен, однако 200 миллионов бюджета проекта вряд ли окупились за счет проката. Другое дело, что фильм вышел еще и онлайн, так что вряд ли Disney остался в накладе, даже после того как договорился со Скарлетт Йоханссон о новом распределении доходов после ее судебного иска. Сам фильм вряд ли войдет в список лучшего у фанатов Marvel, но как минимум, он представил новую героиню вселенной – Елену Белову (Флоренс Пью), сестру Наташи, которая уже успела появиться и в сериале “Соколиный глаз”.
11. Дюна (Dune)
Мировой прокат $396,115,864
Прокат в США $107,215,864
Прокат вне США $288,900,000
По “Дюне” ситуация во многом схожая по части сборов: в прокате он, вероятно примерно вышел в “ноль” (бюджет 165 миллионов долларов), но с учетом выхода фильма онлайн, вероятнее всего, мероприятие оказалось прибыльным (что отчасти подтверждает и заявленная к съемкам вторая часть). Но ситуация с восприятием картины зрителем куда лучше, чем у “Черной вдовы” – хотя, традиционно, есть те, кто считает, что “книга лучше” и “в книге было по-другому” (их ряды также пополнили апологеты “фильм Линча лучше”), работа Дени Вильнёва снискала одобрение и фанатов Герберта, и фантастики как жанра, и массового зрителя в целом.
10. Вечные (Eternals)
Мировой прокат $401,454,419
Прокат в США $164,693,651
Прокат вне США $236,760,768
Бюджет фильма составил звучные 200 миллионов долларов. Прокат, похоже, вывел проект в “ноль”, а сборы онлайн, вероятно, еще более улучшили показатели. Привлечение режиссерки авторского кино Хлои Чжао сработало, несмотря на полярные отзывы о картине: не все поняли и приняли манеру рассказа, новую обойму героев и относительно сложную линию повествования, но мы почти уверены, что когда через пару лет те же зрители будут пересматривать четвертую фазу по кругу в очередной раз, они уже не будут столь критичны.
9. Шан-Чи и легенда десяти колец (Shang-Chi and the Legend of the Ten Rings)
Мировой прокат $432,233,010
Прокат в США $224,543,292
Прокат вне США $207,689,718
Кто-то не ожидал, что новый азиатский герой Marvel обойдет в списке самых кассовых фильмов “Вечных” и “Черную вдову”, кто-то наоборот прогнозировал, что в китайском прокате у такого фильма все шансы на серьезную сумму. Так или иначе, все изначальные планы явно откорректировала пандемия: в прокате фильм вышел в условный “ноль” (бюджет около 200 миллионов долларов), премьера ленты в онлайне явно добавила денег студии, но это явно не те результаты, которые планировали Disney и Marvel при запуске четвертой фазы вселенной в доковидные времена.
8. Годзилла против Конга (Godzilla vs. Kong)
Мировой прокат $467,863,133
Прокат в США $100,563,133
Прокат вне США $367,300,000
Похоже, Годзилла и Конг не надоедают зрителям. Год за годом выходят сиквелы и перезапуски, исправно собирая пусть и не рекордные, но очень приличные деньги в кинотеатральном прокате. Даже с учетом бюжета в 155 миллионов проект явно в плюсе, так что Warner Brothers могут быть довольны, несмотря на то, что ковидная реальность проката явно откорректировала результаты.
7. Веном 2 (Venom: Let There Be Carnage)
Мировой прокат $501,138,437
Прокат в США $212,638,437
Прокат вне США $288,500,000
Первый фильм получил немало негативных отзывов (пусть он был и не так плох), и тем не менее, люди все равно пошли на продолжение. Магнетизм Тома Харди привлек полмиллиарда долларов в прокате, так что с учетом бюджета в 110 миллионов долларов и сумасшедшей прибыльности проекта для студии, сиквела не избежать. Можете не усердствовать с фейсбучными постами о том, как плох был второй “Веном” – деньги все это перевешивают.
6. Детектив из Чайнатауна 3 (Detective Chinatown 3)
Мировой прокат $686,257,563
Прокат в США –
Прокат вне США $686,257,563
У китайского кинопрома есть не только идеологически выверенные патриотичные ленты, но еще и собственные франшизы. Эта формула работает везде, отсюда и такие основательные сборы.
5. Форсаж 9 (F9: The Fast Saga)
Мировой прокат $726,229,501
Прокат в США $173,005,945
Прокат вне США $553,223,556
Можно сколько угодно потешаться над тем, сколько раз Вин Дизель говорит в кадре слово “семья” – за такие деньги мы бы и сами рассказали о семейных ценностях. Одна из самых прибыльных франшиз в истории стабильно выдает результат – пусть по сравнению с предыдущей частью сборы и упали на 300 миллионов (что объяснимо в текущих реалиях), но они по-прежнему очень высоки (даже как для доковидных времен). Даже с учетом бюджета в 250 миллионов, прибыль проекта огромна – и это если брать один лишь кинопрокат. Что-то подсказывает, что на десятой части сага о “семье” не закончится.
4. Не время умирать (No Time to Die)
Мировой прокат $774,034,007
Прокат в США $160,772,007
Прокат вне США $613,262,000
С последним для Дэниела Крейга в роли агента 007 фильмом вышла самая забавная ситуация: его сборы хороши даже для времен, когда ковида еще не существовало, однако с учетом многократных переносов и увеличившихся из-за этого расходов на маркетинг картина в прокате не окупилась. Вот так пандемия повлияла на индустрию, перекосы по доходности совершенно непредсказуемые. Разумеется, не время лить слезы по поводу финансового положения студии – помимо кинотеатрального проката есть еще релиз онлайн, рекламные и спонсорские контракты, продажа прав телеканалам, мерчендайзинг и еще много чего. Да и самому Бонду не время умирать: Барбара Брокколи, преемница дела своего отца, который успешно запустил франшизу в далекие 60-е, уже подтвердила, что 007 вернется в том или ином виде. Впрочем, мы и не сомневались.
3. Привет, мам (Hi, Mom)
Мировой прокат $822,009,764
Прокат в США –
Прокат вне США $822,009,764
Китайская комедия про семейные ценности примечательна не только тем, что она стала третьей по сборам за год, но и еще несколькими рекордами, которые попутно поставила:
- третий в списке самых кассовых фильмов не на английском языке
- самый кассовый фильм, снятый женщиной-режиссером (примечательно, что для Цзя Линг это режиссерский дебют)
2. Битва при Чосинском водохранилище (The Battle at Lake Changjin)
Мировой прокат $902,541,161
Прокат в США $342,218
Прокат вне США $902,198,943
Как вы понимаете, если предыдущий китайский фильм в списке стал третьим по сборам среди фильмов на не английском языке за всю историю, то этот фильм находится в этом же рейтинге еще выше. И он занял даже не вторую, а первую позицию – в десятке девять фильмов китайского производства (или совместного производства Китая и Гонконга), единственным не китайским фильмом стал “Страсти Христовы” Мела Гибсона, который произведен в США, однако английского не содержит (диалоги происходят на арамейском или на латыни). Два из трех самых кассовых фильмов года – китайского производства. Отчасти это связано с разными ограничениями для публичных мероприятий в разных странах, однако в целом китайская индустрия не только не сбавляет темпы, но и становится все более конкурентной.
1. Человек-паук: Нет пути домой (Spider-Man: No Way Home)
Мировой прокат $1,372,600,664
Прокат в США $613,600,664
Прокат вне США $759,000,000
Но все ожидания превысил столь ожидаемый “Человек-паук”. Кто-то ждал мультивселенной, кто-то возвращения персонажей из предыдущих трилогий, кто-то просто любит Тома Холланда и Marvel – маркетинг и пиар сработали отлично, и зрители пришли в огромном количестве как в США, так и по всему миру. 1.3 миллиарда – это очень круто даже для доковидных времен, что уже говорить про многострадальный 2021 год:
- фильм стал 13-м самым кассовым за всю историю (всего фильмов, которые собрали больше миллиарда долларов 48), и на момент написания статьи еще находится в прокате, так что может обойти и “Эру Альтрона”
- 3-й крупнейший дебютный уикенд в истории (впереди только две финальные части “Мстителей), аналогичная картина и в домашнем американском прокате – там впереди только “Мстители: Финал” и старт новой трилогии “Звездных войн”
- первый фильм, собравший $1 миллиард после начала пандемии COVID-19
- для компании Sony это также стало их самым кассовым фильмом в истории (и в США, и по всему миру), позади остались и Бонды, и Джуманджи, и Веномы, и Код Да Винчи, и все остальное (номер два в списке – “Человек-паук: Вдали от дома”, вышедший в 2019 году)
Новый “Паук” побил и все рекорды предпродаж билетов, поэтому новая трилогия явно уже в разработке. Осталось лишь понять, что делать с самим Томом Холландом в рамках концепции – изображать школьника ему все сложнее, летом актеру исполнится 26, а в следующем фильме будет 28-29.
Для общей картины сведем все приведенные результаты в таблицу.
Шесть из двадцати пять самых кассовых лент – Китай (в прошлом году было восемь, да и самый кассовый фильм был китайским, но это объяснимо, ведь прокат в 2020-м практически умер; в 2019 в первой двадцатке было 4 китайских ленты). Это вряд ли будет меняться – Китай настроен занять лидерские позиции во всех сферах экономики, так что кино за бортом не останется, тем более, это прекрасный рупор для идеологии. Да и концепция голливудских фильмов подстраивается под китайский рынок – это как истории с китайским бэкграундом и главными героями, так и учет интересов китайской стороны в истории (немногие студии рискнут снять что-то про притеснение демократических свобод в КНР или территориальную принадлежность Тибета или Гонконга).
15 из 25 фильмов входят в состав франшиз. Франшизой в данном случае мы считали все, что содержит хотя бы две части (при этом вторая часть может быть непосредственно в списке). Считали мы и китайские франшизы в том числе – и прямые продолжения, и фильмы из одного цикла. Эти 15 фильмов входят в состав 10 франшиз (самая большая в этом году – Marvel, у них 5 картин (мы засчитываем туда и “Человека-паука”, и “Веном 2”). При этом еще два фильма из списка точно станут франшизами (“Дюна” и “Круэлла”), а еще два могут стать таковыми (“Круиз по джунглям” и “Персонаж”). В этом смысле ничего нового – студии по-прежнему не хотят рисковать большими деньгами и вкладывают только в проверенные хиты (особенно на фоне карантинных мер и новых штаммов коронавируса).
Что однозначно удручает в этом году, пусть мы и понимаем, что от объективной реальности ковида никуда не деться, это отсутствие приятных сюрпризов в списке, то есть авторского кино, которое не входит в состав больших франшиз, не является сиквелом или перезапуском хитового фильма. Мы не ожидаем увидеть в списке самых кассовых фильмов ленты вроде “Аннетт” или “Бенедетта”, понятное дело, но то, что в топ-25 и даже в топ-30 не входят, например, “Дом Гуччи” и “Последняя дуэль”, навевает грусть. Ведь это не нишевый артхаус, это популярное кино, рассчитанное на широкую аудиторию. Историческая драма и биографическая драма о модном доме и известной личности, это всегда были достаточно проверенные жанры для привлечения аудитории. Более того, фильмы получили неплохие отзывы и от критиков, и от зрителей (если говорить про “Последнюю дуэль”, то он и вовсе вошел в большое количество списков лучшего от самых разных изданий). А главное, что и маркетинг, и пиар были на достойном уровне, никто не надеялся, что о фильмах все узнают как-то самостоятельно. И тем не менее, если “Дом Гуччи” хотя бы показал приличный результат (126 миллионов сборов), хоть и не окупился (75 миллионов долларов бюджета), то “Последняя дуэль” и вовсе собрала в прокате всего лишь 30 миллионов. Понятное дело, что есть еще стриминговые платформы, и они в состоянии финансировать такое кино, но кто будет поддерживать такие проекты для большого экрана? Получается, что есть риск того, что кроме больших франшиз мы в кинотеатрах ничего не увидим.
Впрочем, хоронить кино или отдельные его направления, конечно же, не стоит. В конце концов, несмотря на все сложности пандемийного периода, индустрия выстояла, а зрители вновь ходят в кинотеатры рекордными толпами (пусть в основном и на очередные сиквелы).
Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект
Читайте также:
Самые кассовые фильмы 2020 года
Самые кассовые фильмы 2019 года
Самые кассовые фильмы 2018 года
Самые кассовые фильмы 2017 года
Самые ожидаемые фильмы 2022 года
Самые ожидаемые фильмы 2023 года
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
- facebook — facebook.com/goodkino
- YouTube — youtube.com/c/kinowar
- Instagram — instagram.com/kinowar.com.ua
- twitter — twitter.com/kinowar_com
- Telegram — t.me/kinowarcom