kinowar.com

10 бескомпромиссных фильмов Кэтрин Бигелоу, ранжированных от лучшего к худшему

Кэтрин Бигелоу режиссер

Первая и единственная на данный момент женщина лауреат премии «Оскар» в номинации «Лучший режиссер» за фильм 2008 года «Повелитель бури». На счету у Кэтрин десять полнометражных художественных работ, несколько сериалов, короткометражных и  документальных фильмов.

За все эти годы за Бигелоу закрепилась репутация королевы стремительных и бескомпромиссных боевиков, женщины, снимающей мужское кино о мужчинах – что отчасти верно. Она действительно отдает предпочтение энергичным жанрам, в которых фигурируют представители сильного пола, в основном занимающиеся разными опасными делами, но вместе с тем в ее фильмах много тонких эмоциональных и психологических нюансов, выделяющих ее картины среди остальных в подобных категориях. Кэтрин как режиссера всегда интересовала природа насилия и то, почему оно выглядит так соблазнительно на экране, а так же психология человеческих взаимоотношений. Можно уверенно сказать, что она достигла значительных результатов в исследовании этих вопросов, подтверждением чего служит то, насколько высоко оценены ее работы и кинокритиками, и зрителями всего мира.

В этой статье kinowar.com собрал для вас все фильмы Кэтрин Бигелоу, расположив их от лучшего к худшему, что конечно же весьма субъективно, но, тем не менее, облегчает выбор в случае первого знакомства с творчеством режиссера.

Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект

 

1. Повелитель бури (The Hurt Locker, 2008, IMDb 7,6)

Повелитель бури (The Hurt Locker, 2008, IMDb 7,6)

Фильм снят по сценарию Марка Боала, который с командой журналистов в 2004 году провел две недели в Ираке, наблюдая за работой саперов армии США. Hurt Locker на сленге американских военных означает мифологический «ящик боли», в который попадают сапёры, подорвавшиеся на мине.

С самого начала фильм переносит зрителя в гущу событий, поданных в виде репортажной съемки из зоны военных действий. В каждом кадре ощущается дикое напряжение, подстегиваемое осязаемой опасностью, исходящей от враждебного Багдада. Нас знакомят с тремя героями, один из которых – сержант Томпсон (Гай Пирс). Он хороший командир и сапер, но сюжетная линия простирается дальше, поэтому, пережив мощную вступительную сцену ленты, зрителя вскоре знакомят с сержантом Уильямом Джеймсом (Джереми Реннер), который и есть главный герой фильма. Он самоуверен, безрассуден и немного грубоват, но все это не мешает ему выполнять работу лучше всех, поэтому на первом задании он без промедления надевает защитный костюм и идет в самое пекло. «Отморозок» — к такому выводу о нем приходит полковник Рид (Дэвид Морс). На первых порах портрет Уилла сильно контрастирует с фигурой сержанта Томпсона, но режиссеру удается построить неподдельное доверие к герою фильма, так что ближе к концу просмотра зритель готов лично выпрыгнуть из удобного кресла, чтобы спасти Джеймса из очередной опасной ситуации.

Про войну снято немало фильмов. В этом жанре отметились такие мэтры как Спилберг, Стоун, Кубрик, Иствуд, Нолан, Ханеке, Малик и другие, так что без неординарной идеи даже соваться не стоит туда, где уже все сказано. Но Бигелоу, с привычной твердостью ступая по тропе жесткого и бескомпромиссного кино, предлагает зрителю свой, отстраненный взгляд на войну. Поставив во главе идею о том, что война это наркотик, режиссер выжимает из нее максимум, в результате чего получился целостный фильм о буднях саперов — один из лучших у автора. В этом фильме Кэтрин обнажила главный нерв войны, прорисовав за два часа портрет человека, для которого она стала одержимостью, ведь только в зоне боевых действий он чувствует себя живым. По сути, эта лента не о войне, а о людях, ставших ее свидетелями и участниками, чьи судьбы она безвозвратно изменила.

«Повелитель бури» – мощное кино, музыкально аскетичное, лишенное любовной линии, но при этом максимально эмоциональное. События здесь развиваются неторопливо, постепенно концентрируясь в плотное, ощутимое физически напряжение, которое еще долго не отпускает после финала.

 

2. Цель номер один (Zero Dark Thirty, 2012, IMDb 7,4)

Цель номер один (Zero Dark Thirty, 2012, IMDb 7,4) Джессика Честейн

Злободневность, авторская отстраненность и документальность — три кита, на которых держится сюжет фильма, повествующий о реальных событиях, которые привели  к ликвидации террориста номер один Усамы бен Ладена.

Агент ЦРУ Майя (Джессика Честейн) прибывает на секретную базу в Пакистан в 2003 году. У нее нет личной жизни, нет семьи. У нее вообще ничего нет, кроме цели – отыскать всех террористов, причастных к теракту в Нью-Йорке в 2001 году. Фильм состоит из небольших озарений или ошибок ЦРУ, и из терактов, которые подстегивают расследование. Пять лет ушло на то, чтобы выяснить место пребывания главаря «Аль-Каиды», но из-за нападения террориста-смертника на лагерь ЦРУ, тех, кто остался жив в срочном порядке эвакуировали в Штаты.  Находясь уже в штаб-квартире ЦРУ, Майя разрабатывает операцию по уничтожению «цели номер один». 1 мая 2009 года спецназовцам наконец-то разрешают провести ночной рейд с авиабазы в Афганистане, в результате чего два вертолета штурмуют дом Усамы бен Ладена. Операция по его ликвидации в фильме длится примерно полчаса – ровно столько времени она заняла и в реальности.

То, что у рейда был успех – факт общеизвестный. Но вот средства достижения этой цели не столь очевидны, и фильм как раз является высказыванием именно о них, а также об одержимости участников охоты на бен Ладена. Кэтрин Бигелоу отразила процесс опасной работы, чистый драйв охотника, адреналиновую гонку и чужую смерть. Режиссера часто называют женщиной, снимающей кино для мужчин и о мужчинах, но выдвигая в этот раз на главную роль героиню Джессики Честейн, она говорит зрителю, что пол тут вовсе не имеет значения. Порой может создаться впечатление, что лента лишена действия, но это как раз отвечает цели, поставленной Кэтрин. Перед зрителем разворачивается повседневная рутинная жизнь агентов ЦРУ, лишенная романтического ореола. Сильное кино, максимально обеспечивающее зрителю полный эффект присутствия на протяжении всей истории

 

3. На гребне волны (Point Break, 1991, IMDb 7,3)

На гребне волны (Point Break, 1991, IMDb 7,3)

Специальный агент Джонни Юта (Киану Ривз), поступив на службу в ФБР после окончания ведомственного учебного заведения, разделяет догадки своего коллеги Энджело Паппаса (Гэри Бьюзи) относительно того, что именно серфингисты являются членами одной неуловимой группы налетчиков, именующих себя «Экс-президентами». Для того, чтобы раскрутить одну единственную нить в практически безнадежном расследовании серии ограблений банков, герой Киану Ривза внедряется в тусовку любителей больших волн и становится лучшим другом главного подозреваемого — Боди (Патрик Суэйзи).

Сюжет киноленты разворачивается по всем канонам жанра, поражая жесткостью трактовки ситуаций и характеров, а так же динамизмом и отсутствием сюжетных пауз. У Кэтрин Бигелоу нет места для сантиментов, ирония здесь цинична и мрачновата, но, несмотря на это, не исключает романтического восприятия действительности. Автор не скрывала, что вдохновлялась «культовой» лентой Джона Милиуса «Большая среда» 1978 года, где воспевалось очарование серфинга, а ее «На гребне волны» был воспринят как гимн во славу человеческого духа и свободы. Эта свобода проявляется в покорении огромных волн, в свободном парении до момента открытия парашюта, а так же в точно спланированных ограблениях банков, что для участников преступной группировки было делом принципа, а не денег.

Секрет успеха фильма кроется не только в том, как он снят, ведь за эти 29 лет не один режиссер старался превзойти сцену погони по задворкам жилых домов, но и в том, что за сюжетом о грабителях и агенте ФБР кроется достаточно простая и понятная история. О парне, который всю жизнь делал так, как того требуют правила, а затем встретил человека, всю жизнь поступающего только так, как ему хочется — и как от осознания того, что оказывается, так тоже можно жить, переворачивается весь его мир. Не стоит забывать о секретном оружии фильма – выгоревших на солнце локонах Патрика Суэйзи и таком молодом и красивом Киану Ривзе.

 

4. Детройт (Detroit, 2017, IMDb 7,3)

Детройт (Detroit, 2017, IMDb 7,3)

Еще одна совместная работа Кэтрин Бигелоу и сценариста Марка Боала, после успешных «Повелителя бурь» и «Цель номер один». Фильм основан на реальных событиях массовых беспорядков, имевших место в Детройте 67 года прошлого века, и в частности на инциденте в мотеле «Алжир».

Детройт 60-х известен как один из городов, где действовала неофициальная политика расовой сегрегации. Поэтому неудивительно, что подобное отношение к темнокожей части населения в совокупности с постоянной эскалацией насилия со стороны местной полиции привели к массовому восстанию. Последней каплей стал рейд на местный ночной клуб, в ходе которого десятки его посетителей, мужчины и женщины, паковались в полицейские машины на глазах заведенной толпы. Сразу же после этого начались массовые беспорядки, сопровождающиеся мародерством и грабежами. В помощь местным правоохранителям в Детройт прибыла полиция штата, а так же войска национальной гвардии, а в городе ввели комендантский час. В ходе действия киноленты все главные герои (Джон Бойега, Уилл Поултер, Элджи Смит, Энтони Маки, Ханна Мюррей, Джек Рейнор и другие) волей случая собираются в одном месте – мотеле «Алжир». Дальнейшие события из-за путаных показаний выживших участников той страшной ночи и отсутствия улик не могут быть доподлинно известны, о чем авторы говорят в конце фильма. Тем вечером объединенные команды силовиков ворвались в «Алжир», так как были уверены, что оттуда некто открыл снайперский огонь по стражам правопорядка. Процесс допроса и обыска вскоре превратился в акт натурального садизма.

Кэтрин Бигелоу сняла мрачный жестокий фильм, в котором с документальной скрупулезностью воссозданы события одной ужасной ночи в жизни нескольких людей. Фильм настолько реалистичен, что возникает ощущение физического присутствия рядом с испуганными жертвами и озверелой полицией. Отголоски расизма все еще дают о себе знать в современном обществе, поэтому кинолента пробирает насквозь, выбивая нужные эмоции – этому способствуют факты и документальные кадры. Все эти проблемы витают в воздухе и ждут малейшей искры, чтобы снова нести несчастья и боль утраты в дома, независимо от цвета кожи или вероисповедания. Прямой тому пример события, имевшие место в США летом 2020 года, казалось бы – со времен трагедии в Детройте прошло больше 50 лет, а история ничему людей не учит, и они снова наступают на одни и те же грабли.

 

5. Странные дни (Strange Days, 1995,  IMDb 7,2)

Странные дни (Strange Days, 1995,  IMDb 7,2)

Кинолента рассказывает о «будущем», каким его видели на пороге второго тысячелетия  сценаристы ленты — Джеймс Кэмерон и Джей Кокс.

Канун Нового 2000 года, Лос Анджелес. Полицейские ездят на танках, вокруг полно убийств и тотального беспредела. Помимо этого, многие верят в конец света как раз в Новый год. Главный герой — Лени Неро (Рэйф Файнс) — бывший полицейский, «наркодилер» будущего, продающий на черном рынке не органические или синтетические вещества, а «кибернетический кайф» — устройство SQUID, позволяющее пережить чувства и воспоминания других людей. В то время, как большинство людей ограничиваются ощущениями внутри счастливых и беззаботных детей  или молодой красивой девушки или парня, сам Неро подсел на куда более острые ощущения. Ему нравится переживать последние секунды умирающих людей. Однажды ему попадается запись, в которой человек не только погибает, но еще и скрывает некую тайну. Так начинается неонуарная череда загадочных происшествий, в которых мрачная атмосфера момента не менее важна, чем происходящее.

Несмотря на то, что кинолента снималась в расчете на широкий прокат, так как автором сценария и продюсером фильма стал бывший муж Кэтрин — Джеймс Кэмерон, Бигелоу осталась верной себе. Сценарий фильма лишен мейнстрима, а новые технологии здесь не столько для эффектов, сколько ради попыток осмысления того, к чему могут привести достижения подобного рода, которые в реальности могут появиться в будущем. Такой подход привел к тому, что картина получилась отличной и вскоре стала культовой, но в прокате провалилась и не окупила вложенных средств. Фильм оказался слишком сложным для  восприятия публикой, привыкшей к простым сюжетам голливудских фильмов, и результаты проката настолько разочаровали Кэтрин, что она на пять лет отошла от режиссуры.

Тем не менее, «Странные дни» очень достойное кино, одно из лучших в своем жанре, впрочем, о его жанровой принадлежности обычно ведутся споры. Для одних это киберпанк, и для этого есть все основания. Другие считают его фантастическим триллером. Третьи уверены в том, что научно-фантастическая составляющая – лишь фон для исследований психологии отношений между главными героями. Четвертые видят в ленте захватывающий детектив с весьма резкими поворотами сюжета. Правы все в своем суждении о жанре фильма, так как он очень разноплановый и многожанровый, но при этом выглядит очень гармонично. Здесь все в меру, все монолитно и подчиняется  четкой общей задаче. «Странные дни» имеет несколько слоев: на поверхности — детектив, фантастика с элементами боевика, глубже — психология человеческих отношений, и еще глубже — социальные и футуристические вопросы, которые рано или поздно будет задавать себе любой современник.

 

6. Почти стемнело (Near Dark, 1987, IMDb 7,0)

Почти стемнело (Near Dark, 1987, IMDb 7,0)

Второй фильм режиссера — вампирский вестерн, озвученный пионерами электронной музыки  Tangerine Dream.

События киноленты происходят на юге Америки. Дерзкая группа вампиров разъезжает в фургоне по стране, убивая людей, попадающихся в мелких придорожных забегаловках. В одном из  городков, Мэй (Дженни Райт) кусает молодого парня Кайлеба Колтона (Эдриан Пасдар) и влюбляется в него, из-за чего его оставляют в живых и превращают в вампира. По закону их рода, нужно доказать то, что ты достоин быть членом общества, и для этого необходимо кого-нибудь укусить. Кайлеб отказывается это сделать.

Бигелоу показала историю любви между живым человеком и вампиром задолго до того, как это стало модно. При этом фильм смотрится не только как сентиментальная love story, но и как атмосферный и кровавый хоррор с интонацией современного вестерна, что дает автору массу возможностей. Бигелоу удалось в своей работе избежать очевидных клише фильмов подобного жанра, благодаря чему кинолента является одним из самых увлекательных фильмов ужасов 80-х.

Примечание для любителей жанра: слово вампир ни разу не используется в фильме.

 

7. К-19 (K-19: The Widowmaker, 2002, IMDb 6,7)

К-19 (K-19 The Widowmaker, 2002, IMDb 6,7)

История К-19, первого советского подводного атомного ракетоносца, в состоянии заставить поверить в злой рок любого материалиста. Несчастные случаи с летальным исходом преследовали корабль с самого начала, еще на этапе строительства. Во время пуска лодки на воду бутылка шампанского, которую принято разбивать о корпус, осталась целой. В море на К-19 случались аварии, унесшие десятки человеческих жизней. «Оставляющая вдов» — американское вымышленное неофициальное название подлодки, но ее реальное прозвище «Хиросима»  — не менее символично.

В фильме Кэтрин Бигелоу присутствуют отсылки к разным трагедиям, случившимся с экипажем, но главный сюжет ленты рассказывает об одной аварии, которая могла привести к крайне тяжелым последствиям. 4 июля 1961 года подводная лодка, вооруженная ядерными ракетами, превратилась буквально в атомную бомбу замедленного действия из-за отказа системы охлаждения. Вероятный взрыв привел бы к гибели всего экипажа и экологической катастрофе, а так же к тому, что США и страны Запада могли бы воспринять это как акт военной агрессии со стороны СССР, так как территориально К-19 находилась в зоне интересов НАТО.

Кэтрин смогла снять фильм, посвященный героизму советских моряков так, что даже во время самых длинных пауз и при отсутствии выдающихся декораций, так как все происходит внутри подводной лодки, зритель не может оторваться от экрана.  В этом немалая заслуга актеров — Харрисона Форда, Лиама Нисона и особенно молодого Питера Сарсгаарда. Созданные ими характеры может и не похожи на русских внешне, но это полностью компенсируется глубиной погружения в свою роль. И хотя на статус развлечения кинолента не претендует, ценность ее для просмотра неоспорима.

 

8. Без любви (The Loveless, 1981, IMDb 6,1)

Без любви (The Loveless, 1981, IMDb 6,1)

Дебютная кинолента Бигелоу снята в соавторстве с Монти Монтгомери, видным деятелем «пограничного» кино 80-х годов. Тягучее и атмосферное арт-кино про байкеров 50-х во главе с Вансом (Уиллем Дефо), которые едут из Нью-Йорка во Флориду на гонки. По дороге они на день застревают в глубинке штата Джорджия, вызвав негативное отношение к себе со стороны местного населения.

«Без любви» по концентрации сексуально нагруженных образов даст фору любой другой кинокартине. Кадры по цвету и геометрии высчитаны безупречно: облака сигаретного дыма, красные автоматы с кока-колой, кожаные диваны  в кафе, прически скучающих официанток, местные жители, выглядящие как аборигены плюющиеся табаком. И главные герои — набриолиненные молодые люди, в белых майках, затянутые с головы до ног в кожу и металл. Здесь уже виден фирменный почерк режиссера — на грани провокации, отчасти женский, но очень жесткий. В этом фильме также заметно, как сильно Бигелоу интересуют ритуалы мужчин, собирающихся в группы и занимающихся чем-то в той или иной мере опасным для здоровья. Еще эта кинолента известна как первая, и сразу главная, роль Уиллема Дефо, и уже здесь отчетливо видно, насколько круто он выглядит в кадре.

 

9. Вес воды (The Weight of Water, 2000, IMDb 5,9)

Вес воды (The Weight of Water, 2000, IMDb 5,9)

Джин Джейнс (Кэтрин Маккормак), фотограф, планирует сделать репортаж о трагических событиях имевших место в 1873 году, когда на острове Сматтиноус рыбак Луис Вагнер убил двух норвежских эмигранток — Карен и Аннет Кристенсон. Он был приговорен к повешению после показаний против него от Марен Хонтведт, сестры одной из убитых женщин. Джин полагает, что сможет совместить работу с отдыхом в компании любимого мужа Томаса (Шон Пенн) и его брата Рича (Джош Лукас), предоставившего для путешествия на остров свою яхту. Оказалось, что Рич решил взять с собой свою новую подружку Эделин Ганн (Элизабет Хёрли). Томаса привлекает молодое и соблазнительное тело девушки брата, Джин ревниво ловит их частые взгляды, и вскоре в море развернется еще одна драма, в которой странным эхом отзовутся те самые события, о которых хотела сделать репортаж героиня Кэтрин Маккормак.

«Вес воды» основан на романе Аниты Шрив, которая размешала реально произошедшие более ста лет трагические события со своей фантазией. Это, пожалуй, самый личный фильм режиссера – романтический, местами страшный  и томный триллер про отношения между полами. Раскручивая две параллельные истории из разных времен, автор ленты находит источники для сильного экранного напряжения в нюансах человеческих взаимоотношений, и несмотря на то, что большую часть фильма актеры просто ведут диалог, с экрана при этом искрит по максимуму.

 

10. Голубая сталь (Blue Steel, 1990, IMDb 5,8)

Голубая сталь (Blue Steel, 1990, IMDb 5,8)

В свой первый день на работе офицер полиции Нью-Йорка Меган Тернер (Джейми Ли Кёртис), единственный офицер на месте происшествия, стреляет в преступника, устроившего ограбление в супермаркете, и убивает его. Поскольку на месте происшествия не было обнаружено никакого пистолета, и ни один из свидетелей не смог окончательно подтвердить рассказ Меган о том, что злоумышленник действительно держал в руках оружие, она отстранена от активной службы. Спустя некоторое время в городе происходит череда убийств — кто-то ходит по городу и расстреливает людей из пистолета, похожего на тот, который был у убитого грабителя. Меган подозревает, что это был один из посетителей магазина, незаметно взявший пистолет.

В этой работе Кэтрин погружает зрителя в неприятный мир мегаполиса, населенного копами и маньяками. В ее городе дождь идет слишком часто, размывая в тумане миллионы огней. Здесь люди ходят по мрачным ресторанам и работают в полицейских участках, перекладывая бумаги с одного места в другое. Они ведут унылые разговоры и тихо пьют в своих квартирах, наполненных безвкусными вещами. Все они довольно отталкивающие, начиная с трейдера, в которого влюбляется главная героиня и продолжая ее любовником и коллегой Ником (Клэнси Браун). Да и о самой главной героине не скажешь, что она приятный человек: Меган агрессивна, психически неуравновешена и закомплексована. В целом, после фильма остается легкое недоумение, и он остается в памяти скорее атмосферными провалом, нежели увлекательной криминальной историей. Из хорошего здесь слегка болезненная атмосфера происходящего, отличная работа Джейми Ли Кёртис и редкая возможность увидеть Клэнси Брауна в роли обычного парня, а не злодея.

Ира Дробот

Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите наш проект

Читайте также:

Все фильмы Фатиха Акина

Все фильмы Стива Маккуина

Все фильмы Дени Вильнёва

Все фильмы Кристофера Нолана, ранжированные от худшего к лучшему

Все фильмы Пола Томаса Андерсона, ранжированные от худшего к лучшему

Все фильмы Тони Скотта, ранжированные от худшего к лучшему

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:

Комментарии