Каждый раз, когда составляешь список лучших фильмов года, убеждаешься, что индустрия кино постоянно находит способ тебя удивить. Все истории рассказаны, любая степень провокационности и эпатажа давно была достигнута, но сценаристы и режиссеры все равно умудряются сделать что-то так, как до них еще никто не делал. Или наоборот, снять фильм ровно о том же, о чем снимали поколения кинематографистов до того, использовать те же приемы, заложить те же смыслы, но исполнить все так добротно, что в который раз открываешь рот от восхищения, а сердце немного щемит от приятной боли катарсиса.
2018 год не стал исключением: хорошего кино было много, оно было разным, оно часто было новым (или старым, но очень хорошо забытым). Ремейки и оригинальные сценарии, экранизации классической литературы и комиксов (куда же теперь без них), нуар и безудержный оптимизм, великолепная музыка и полное отсутствие разговоров в кадре, пестрейший визуальный ряд и суровый аскетизм сцен. Из такого многообразия форм и наполнений выбрать непросто. Но необходимо. Поэтому, как всегда в конце года, мы отобрали 20 лучших фильмов и написали, почему именно их мы считаем лучшими. Что-то неминуемо осталось за бортом, но то, что особенно сильно тронуло душу и глаза, вошло в список.
Порядок фильмов в статье не имеет значения – это просто набор лучшего, между собой эти картины в рамках нашего выбора не конкурируют.
Итак, kinowar.com представляет 20 лучших фильмов 2018 года.
Читайте также:
Поехали.
Это здорово, когда фильм, помимо интересной истории, хорошей постановки, убедительных актерских работ, предлагает еще и что-то принципиальное новое в подходе к рассказу. Все новое – хорошо забытое старое, мы это прекрасно понимаем. И все же, даже если вспомнить схожие приемы из прошлого, повествование, изложенное без единого слова (и даже звука), стало исключительно свежим глотком воздуха в устоявшейся атмосфере мэйнстримового кино.
Джон Красински, исполнивший главную роль в фильме, выступил и в качестве режиссера. Учитывая его стандартное амплуа актера (милый дурачок в незамысловатых комедиях, не считая отдельных счастливых исключений вроде недавних “Тайных солдат Бенгази”, “Детройта” и сериала “Джек Райан”), мощь постановочной работы выглядит еще более впечатляюще. Похоже, Джон созрел для более серьезных работ как в актерском, так и в режиссерском плане, а потому будем надеяться, что новые удачи последуют уже в ближайшем будущем.
Главную женскую роль исполнила жена Красински, прекрасная британская (а теперь уже по гражданству американская) актриса Эмили Блант (“Сикарио”, “Грань будущего”). Ее персонаж с мужем и детьми живет в постапокалиптическом мире, в котором все население планеты истреблено слепыми монстрами, реагирующими лишь на звук. Чтобы выжить, необходимо не только хранить молчание, но и в принципе не издавать никакого шума – иначе монстры мгновенно появляются и убивают новую жертву. Как в этих условиях не только спасти сами жизни, но и продолжать жить на безлюдной планете, показал фильм “Тихое место”, впечатливший самого Стивена Кинга, не скупившегося на похвалы триллеру.
При бюджете всего в 17 миллионов долларов, картина собрала 340 миллионов долларов. Это означает, что сиквел неизбежен. И мы только за.
По нашему глубоко субъективному мнению, именно эта лента является лучшим фильмом года. Греческий режиссер Йоргос Лантимос, сделавший имя за счет “Лобстера” и укрепивший свой статус после выхода “Убийства священного оленя”, вновь показал высочайший уровень понимания кино. И что особо радует, сумел не уйти в самоповторы и бесконечное эксплуатирование ранее сработавших приемов и подходов.
В отличие от двух упомянутых работ, “Фаворитка” – не депрессивный психологический триллер, а псевдоисторическая трагикомедия. Королева Анна Стюарт правит Великобританией, находясь в не вполне адекватном психологическом состоянии. А потому огромное влияние на события в стране имеет леди Сара Черчилль (Рэйчел Вайс). Являясь любовницей и душевной подругой королевы, она направляет последнюю, не чураясь морального давления, унижения и манипуляций. Ее положение многим не нравится, но кажется незыблемым. До тех пор, пока служанка Абигейл (Эмма Стоун), бывшая когда-то леди, не начинает свой путь на вершину с помощью обмана, манипуляций и интриг, которые никто не ожидал со стороны хрупкой и беззащитной на вид девушки.
Повествование увлекает, развивается легко и сопровождается большим количеством хорошего юмора. Но это гораздо больше, чем просто комедия. За шутками и занимательным карьерным продвижением главной героини стоит заметно большая картина одиночества человека в этом мире и отчаянными поисками кого-то, кто может быть тебе близок. Это история о королеве и ее свите, но ее подоплека совершенно не монархическая: сильные и слабые мира сего одинаково беззащитны перед игрой на самых сокровенных чувствах любви, дружбы, привязанности, преданности и искренности.
Отдавая должное актерским работам великолепных Эммы Стоун и Рэйчел Вайс, особо выделим исполнительницу роли королевы Анны, Оливию Колман. Так бесстрашно выступать на экране некрасивой, слабой, а временами и достаточно глупой женщиной, пусть и в короне, подвластно очень немногим актрисам. На счету Колман уже под сотню ролей в фильмах и сериалах, в том числе в весьма заметных лентах (а также Золотой глобус за “Ночного администратора”), однако, похоже, именно “Фаворитка” может стать для нее столь долгожданным прорывом.
Звезда родилась (A Star Is Born)
Ремейк ремейка ремейка, или ремейк в кубе. Четвертый фильм по одной и той же истории – первый снят еще в 1937 году. Не слишком вдохновляющее начало для съемок хорошего фильма, подумали многие зрители, априори считающие ремейки вселенским злом. И ошиблись на все сто.
Впрочем, не стоит все перекладывать на тех, кто не любит ремейки. Мы не считаем их чем-то плохим, но также не рассматривали предстоящую картину как что-то заметное и серьезное. Однако, режиссерский дебют Брэдли Купера вышел столь мощным, что о теме ремейков все мгновенно позабыли. История девушки, поющей в баре в свободное от работы время и мечтающей стать звездой, получила новое прочтение как по форме, так и по сценарному наполнению. Как и в предыдущих версиях “Звезды”, певицу случайно встречает сложившийся мэтр, в новом фильме – рок-звезда, поигрывающий также непопсовое кантри. С его помощью дебютантка большой сцены быстро достигает вершин. А дальше начинается новая история развития отношений двух творческих личностей, где главный мотив возникающих конфликтов уже не зависть к успеху созданной мастером Галатеи, а разное понимание того, чем должен заниматься артист и каким должен быть его путь. Умноженное на алкоголь и бесконечные самокопания и жалость к себе, это недопонимание выливается в последствия непредвиденные, драматичные и малоприятные.
Леди Гага – формальная дебютантка в полнометражном кино (у нее уже есть Золотой глобус за роль в сериале “Американская история ужасов”, но в полном метре она появлялась лишь в эпизодах в “Мачете убивает” и втором “Городе грехов”). Тот самый случай, когда талантливые люди талантливы во всем: к своей номинации на Оскар за музыку, актриса, похоже, добавит и за главную женскую роль. Понятное дело, что играть певицу ей проще, но все же естественность, с которой она делает все на экране, очень порадовала.
Но наши самые большие комплименты – Брэдли Куперу. Как за режиссуру, с которой он справился великолепно, так и за исполнение главной мужской роли. По нашему скромному мнению – это Оскар. И лучшая, пожалуй, роль в карьере актера.
И конечно же, музыка. Написанная в сотрудничестве Леди Гага и Лукаса Нельсона (сына того самого Вилли Нельсона, американской кантри-легенды), она не оставляет шансов не заболеть этим фильмом. И если Гага исполнила свои партии на привычно блестящем уровне, то пение Брэдли Купера стало для всех сюрпризом, так он был хорош.
И да, Сэм Эллиотт, старший брат Купера по фильму – это тот самый ковбой из “Большого Лебовски”.
Мстители: Война бесконечности (The Avengers: Infinity war)
Мы никогда не стеснялись отметить хороший фильм по комиксам. В первую очередь, потому что мы любим фильмы по комиксам. И не пытаемся выглядеть элитарным ресурсом про кино не для всех.
С “Войной бесконечности” все еще проще. Это хорошее кино как с точки зрения зрелищности, так и сюжетно. Самое парадоксальное, пожалуй, что при по умолчанию снисходительном отношении к фильмам по комиксам с точки зрения истории в фильме, предфинальная часть “Мстителей” – учебник сценарного мастерства. Вдумайтесь: 19-я картина по счету во вселенной Marvel, нужно связать не только прямые предшествующие ленты (собственно, “Мстителей”), но и все параллельные линии из сольных лент; больше двадцати главных героев, каждому нужно дать достаточно времени и действия, чтобы никто не был недоиспользованным, но и имел адекватное практическое применение; все это в рамках двух с половиной часов и соблюдая каноны развлекательного кино (иными словами, нужно, чтобы зритель не спал и ему, по возможности, было бы интересно все происходящее на экране). Можно как угодно относиться к жанру кинокомиксов в целом и к этому фильму в частности, но одно совершенно точно: работа сценаристов проделана титаническая по размеру, филигранная по точности и идеальная по степени профессионализма. Сценаристы часто остаются в тени актеров и режиссеров многих кинохитов, поэтому давайте выделим этот дуэт отдельно: Кристофер Маркус и Стивен Макфили. Эта пара работает совместно с первого сценария, на их счету уже 12 работ.
Сценарий необходимо должным образом воплотить на экране. Еще один постоянный дуэт, братья Руссо – Энтони и Джо – смогли не запутаться в хитросплетениях сюжетных ходов и выдать киноперфоманс, который собрал более 2 миллиардов долларов (лишь четвертый раз в истории). Чего точно не могло бы случиться без звездной актерской команды, работавшей над киновселенной Marvel уже десять лет. В этом фильме был занят практически весь Голливуд, нет смысла перечислять всех участников, проще сказать, кого в этом фильме не было.
Единственный вопрос, который остается – сможет ли финальная часть “Мстителей” дотянуть до уровня “Войны бесконечности”?
Плохие времена в «Эль Рояле» (Bad Times at the El Royale)
Не самый очевидный кандидат на попадание в список лучшего за год. В первую очередь из-за того, что многие приемы вторичны – вы могли их видеть в фильмах Квентина Тарантино и Гая Ричи. С другой стороны, Гай Ричи сам частично заимствовал свой стиль у Тарантино, а Тарантино заимствовал все у всех. Искусство – это почти всегда переосмысление багажа предыдущих поколений, а потому вторичность не должна никого смущать (если, конечно, она не переходит в тотальное копирование).
Но Дрю Годдард, очень мощный сценарист, как режиссер ранее отметившийся отличной “Кабиной в лесу”, не станет скатываться до плагиата или банальной кальки с лучших образцов жанра. Поэтому он написал отличный сценарий под себя и сам же поставил его в обстоятельной и сочной манере. Незнакомцы попадают в отель на границе двух штатов, переживающий не лучшие времена. Сначала кажется, что их ничего не связывает, но постепенно раскрывается характер каждого, а там и приходится познакомиться друг с другом поближе. И знакомство это далеко не всегда приятное. Обман, интриги, насилие, деньги и грязные секреты прошлого создают один из лучших трейлеров года в антураже американских 60-х годов.
Отличный актерский ансамбль: Джефф Бриджес, Крис Хемсворт, Джон Хэмм, Дакота Джонсон, Синтия Эриво и Льюис Пуллман, фамилия которого вам кажется знакомой неслучайно (он сын Билла Пуллмана (сериал “Грешница”, “День Независимости”, “Космические яйца”).
Если первый “Дэдпул” в позапрошлом году мы удостоили просто специального упоминания за расширение границ для взрослого кино и создание нового поджанра в фильмах о супергероях, то в этом году мы просто не можем его обойти, составляя наш список лучшего за год. Во-первых, это одна из лучших комедий года (а хорошие комедии – всегда удача). Во-вторых, непрекращающийся стеб и самоирония не стали помехой созданию качественного экшна. Гремучая смесь юмора и нон-стоп крошилова одновременно смешит и увлекает.
Райан Рейнольдс не только нашел нишу для себя, но и в целом вдохновил студии на создание “взрослых” фильмов. Аудитория 18+ с определенного момента считалась практически бесперспективной для массового проката блокбастеров, и тут пришел “Дэдпул”, собрав 783 миллиона долларов при затратах в 58 миллионов. В этом году сиквел собрал 738 миллионов – седьмая позиция в перечне самых кассовых фильмов года. И внезапно стало понятно, что кассу можно делать не только на семейных мультфильмах.
Отметим не только актерскую игру Рейнольдса, но и его участие в написании сценария и продюсировании картины. Также, как всегда, великолепно исполненный промоушн фильма – от вирусных роликов с Дэвидом Бэкхемом до клипа на песню Селин Дион. И конечно, Джоша Бролина, который за один год сыграл двух ключевых антагонистов в суперхитах по комиксам – Кабеля и Таноса в “Войне бесконечности”.
Формально этот фильм вышел еще в 2017, но премьера в Украине состоялась в январе 2018, поэтому мы заносим этот замечательный биопик в наш список лучшего 2018. Неортодоксальный биографический фильм о нестандартной личности. Тоня Хардинг пробилась к вершинам фигурного катания с самого дна не только спортивного, но и жизненного. Однако вместо легенды спорта она стала примером одиозной фигуры на десятилетия. Как мать и тренера делали из Тони чемпионку, и как она не сумела избавиться от влияния среды общения, рассказывает брутальный, жесткий, но в то же время весьма смешной фильм, также носивший в прокате варианты названия “Тоня против всех” и “Ледяная стерва”.
Смешным фильм является исключительно в разрезе черной комедии, но юмор действительно отменный. Потому и выделился он так среди десятков спортивных драм о великих чемпионах и сломанных судьбах. Историями о жесткой дисциплине и суровых родителях олимпийцев публика уже наелась. Хрестоматийным драматизмом и документальной подачей уже никого не удивишь, а вот история о туповатом, но влюбленном муже, его недалеком напарнике и маме спортсменки, которая и по брани чемпионка, и по унижению собственной дочери первая в очереди – другое дело. Когда все эти близкие Тоне люди объединяются в своих усилиях сделать ее жизнь лучше (в их нестандартном представлении, разумеется), то получается и горько, и больно, и смешно. Конечно, есть определенные художественные перегибы: Хардинг представлена чуть ли не несчастной жертвой обстоятельств. Но нерв картины все документальные неточности покрывает.
Отдельный поклон актрисам: Марго Робби, неузнаваемая в этом образе, и Эллисон Дженни, играющая ее сумасбродную мать. Красавица Марго, соблазнительница и роковая женщиина, в “Тоне” предстает деревенской простушкой, невоспитанной, невыдержанной, отчаянно некрасивой. А Дженни настолько сурова, что об ее характер сломается ковш экскаватора. Курит, сквернословит, унижает, бросает острые предметы в людей – и снова по кругу. Абсолютно заслуженный Оскар за роль второго плана.
Этот фильм можно смело заносить в разряд непонятных, но ни в коем случае не стоит называть “кино не для всех”. Канва истории проста: девушка попадает в элитную студию балета в Берлине, однако постепенно начинает понимать, что никакая это не студия балета. Что-то потустороннее, мистическое и очень злое скрывается в ее стенах, за тренировочными зеркалами, в милых улыбках коллег и наставников. Параллельно психолог пытается разобраться в природе кошмаров одной из танцовщиц этой школы, которые похожи на стремительно развивающееся сумасшествие, но все же, имеют какую-то рациональную физическую природу.
Хроника шабаша ведьм в Германии, вот как можно назвать это кино. Это законченная история, однако она не то чтобы дает ответы на вопросы, возникающие по ходу ее развития. Роли персонажей понятны, но значение их действий можно истолковывать практически как угодно. Почему же мы говорим, что это один из лучших фильмов года? Потому что язык кино многообразен. Это не только рассказ или мораль, преподнесенная в виде притчи, сказа, раздумий на тему. Это может быть повествование визуальное, образное. “Суспирия” подобна танцу. Вы же не задаете при просмотре балета вопросов “почему сейчас танцор сделал пируэт, а сейчас подпрыгнул и прогнулся”? Танцоры доносят эмоции языком своего тела, языком движения. Они рассказывают свою историю без слов, с помощью самого искусства танца. То же и с фильмом Луки Гуаданьино – он не рассказывает вам историю с завязкой, развитием, кульминацией и развязкой; его повествование задействует все доступные визуальные средства и смыслы, музыку и звук, аллюзии и аллегории. Конечно же, такой язык изложения может оказаться непонятным, и это нормально. Но если вам удастся поймать волну, настроение, атмосферу фильма, то вы получите редкое эстетическое наслаждение.
Тильда Суинтон как всегда великолепна – на этот раз сразу в двух ролях, мужской (профессор-психолог) и женской (руководитель той самой школы балета). Дакота Джонсон, так нелюбимая многими за “Пятьдесят оттенков серого”, хорошо и играет, и танцует (специально готовилась несколько месяцев). Джессика Харпер, сыгравшая Анке, играла и в оригинальном фильме 1977 года. К слову сказать, новый фильм не является прямым ремейком картины Дарио Ардженто. Скорее, это его кавер, переосмысление.
Музыка Тома Йорка, фронтмена и мозга группы Radiohead.
Польское кино не такой частый гость в списках лучшего. Но Павел Павликовский – фигура серьезнейшая. Обладатель трех наград BAFTA, снявший картину “Ида”, получившую Оскар за лучший иностранный фильм. За “Холодную войну” он получил приз в Каннах за лучшую режиссуру. Как нетрудно догадаться, действие происходит во время холодной войны между Западом и Союзом. Но такая же холодная война идет и между мужчиной и женщиной, встретившимися в послевоенной Польше. Может потому, что неудачное время и место. А может, потому что такова природа человеческих отношений.
Интеллигент, тяготеющий к джазу (запретному, американскому), просматривает таланты в деревнях. Простая девушка, талантливая, но не слишком образованная, сразу привлекает его внимание. Они сближаются, но разница в восприятии существующего политического и общественного строя не может не отразиться на отношениях. Интеллигенту претит советчина, воспевание сталинизма. Его душит окружающая реальность, и единственным выходом он видит отъезд. Что совершенно не вкладывается в систему ценностей девушки.
Монохромная гамма усиливает ощущения от происходящего на экране. Тот факт, что мы как часть бывшего СССР соприкасались с действительностью, показываемой в фильме, раскрывает для нас суть происходящего гораздо более понятно, чем для западного зрителя. Насколько драму из соседней Польши оценят кииноакадемики США – увидим на церемонии вручения Оскаров.
Дэмьен Шазелл сделал слишком серьезную заявку как режиссер своими картинами “Одержимость” и “Ла-Ла Ленд”, чтобы ожидать от него чего-то меньшего, чем шедевр. “Первый человек” не стал продолжать линию музыки, теперь автор осваивал жанр биографической драмы. Один из самых известных людей в истории, Нил Армстронг, стал первым, кто ступил на поверхность Луны. Эту часть его биографии знают все. Но что предшествовало этому, что окружало судьбоносную миссию и с чем остался астронавт наедине после покорения знаковой вершины? Много ли вы знаете о жизни первого человека, покорившего земной спутник?
В главной роли – Райан Гослинг, уже работавший с режиссером над “Ла-Ла Ленд”. Его жену играет Клэр Фой, которая сейчас, по ощущениям, принимает участие в каждом заметном проекте.
Пятнадцать лет назад к этому проекту примерялся Клинт Иствуд (в его портфолио немало биографических историй – “Непокоренный”, “Американский снайпер”, “Дж. Эдгар”). Были выкуплены права на экранизацию книги Джеймса Хансена об Армстронге, однако в итоге их перекупила другая студия (Universal), и мы увидели совсем другое кино от другого режиссера.
Еще один фильм, формально вышедший еще в 2017 году. Но по той же причине, что и “Я, Тоня” (прокат в Украине в 2018 году), мы решили включить его в наш список.
Режиссер Линн Рэмси поставила очень аскетичный и при этом очень эстетичный триллер. Несмотря на постоянное напряжение в кадре, зритель испытывает практически упоение от того, насколько визуально прекрасно все снято. Минимум слов, но максимум атмосферы. Молчаливый профи в исполнении Хоакина Феникса (стоит ли говорить о том, что этот актер вновь сыграл блестяще?) выполняет поручения по устранению плохих ребят и спасению хороших. Новое дело – вызволить девочку из лап сутенеров, зарабатывающих на подростковой проституции. Против молотка обычно нет приема, но на сей раз все может быть не так просто, поскольку в грязной схеме оказываются повязанными и высокопоставленные чиновники.
Лучший сценарий и лучшая мужская роль в Каннах.
Не так часто комедии награждают Оскарами. Еще реже – призами в Каннах. Даже во всевозможные списки лучшего за год комедии попадают далеко не всегда. Отчасти потому, что восприятие самого жанра комедии чуть снисходительное, высокомерное. Куда вы тут суетесь со своим смехом и юмором, у нас здесь артхаус и неприглядная драма реальной жизни. Но отчасти потому, что по-настоящему хороших комедий не так много. И от того каждая из них еще более ценная.
Семейная пара помешана на играх (в любой форме). Они играют вдвоем и в компании, в настольные игры и вне помещения, карточные и интеллектуальные шарады, на спор и просто так. Они понимают друг друга с полуслова и очень, очень хороши в игре. И есть только один игрок, которому муж (Джейсон Бейтман) всегда завидовал – его собственный брат. Когда он приезжает с дружественным визитом и предлагает сыграть в нечто особенное, весь мир семейной пары рушится. Порой кажется, что это будет комедийный аналог триллера Дэвида Финчера “Игра” с Майклом Дугласом, но в итоге фильм находит свои пути развития сюжета, свои интриги, а самое главное – свои уникальные и очень смешные шутки. Чего стоит одна только шутка с Дензелом Вашингтоном.
Динамично, ярко, смешно, небанально, без пошлости (что в последнее время непривычно), без переизбытка шуток ниже пояса. Если для Бейтмана комедия – дело привычное, то Рэйчел Макадамс последнее время чаще была задействована в драмах, триллерах и детективах; но это совершенно не помешало ей вновь раскрыться и в комедийном жанре. Отдельно отметим Джесси Племонса, запомнившегося по “Фарго” и одному из эпизодов “Черного зеркала”. Его отмороженный интроверт, стремящийся завоевать любовь и уважение компании соседей, которых он вербует в друзей по играм, вызывает то смех, то жалость, то страх, то все эти чувства одновременно.
Гаспар Ноэ не снимает простое кино. Но вместе с тем, он не снимает кино неинтересное.
На сей раз мастер эпатажа, провокации и мастерского проникновения в мозг зрителя, снял танцевальное действо, местами переходящее в состояние транса и почти что буквального экстаза. Выпускники академии современного танца устраивают прощальную вечеринку, на репетиции которой все превращается в один сплошной танец, хаос, энтропию, анархию. Сценарий фильма был очень кратким, снимали по наитию, большими сценами. Почти как сама природа танца, картина летит в непредсказуемом развитии, не оставляя шансов угадать, что будет дальше. Да и нужно ли угадывать? Ведь сила танца не в рациональной составляющей, это фантазия, эмоции, климакс.
Оригинальное название “Климакс” заменили на более продающее и понятное (а также не вызывающее медицинских ассоциаций). В “Экстазе” бьются непрофессиональные актеры, и лишь одна профессиональная актриса (впрочем, также пришедшая из танца) – София Бутелла.
Фильм собрал массу наград элитарных фестивалей от критиков, но вряд ли будет номинирован на массовые премии. Впрочем, это стандартная судьба всех картин Гаспара Ноэ.
Если Бил-стрит могла бы заговорить (If Beale Street Could Talk)
Режиссер “Лунного света”, получивший Оскар за лучший фильм в позапрошлом году, Барри Дженкинс, экранизировал одноименный роман Джеймса Болдуина. И это снова заявка на Оскар. Лавстори в Гарлеме, молодая пара. Парня обвиняют в изнасиловании и он попадает за решетку. Пока он пребывает в ожидании суда, выясняется, что его девушка беременна. Семья сомневается, стоит ли рожать в столь юном возрасте, но все же поддерживает дочь и ищет деньги на юриста для отца ее ребенка…
Прекрасная музыка Николаса Брителла, который уже работал с режиссером над “Лунным светом”, за что был номинирован на Оскар.
Рим (Roma)
Альфонсо Куарон (“Дитя человеческое”, “Гравитация”) поставил то, что многие критики уже называют его лучшей работой. Золотой лев Венецианского кинофестиваля. Номинации на Золотой глобус и, вероятно, Оскар.
Мексиканский режиссер (и фильм, кстати, тоже мексиканский, пусть и при участии США) снял фильм о жизни простой мексиканской семьи. 70-е годы, отец дома бывает редко, а его четверых детей приходится воспитывать матери. Ей помогают две служанки, по происхождению мексиканские индейцы. Во время католического праздника на фестивале Корпус-Кристи происходят студенческие беспорядки. Демонстрацию пытаются остановить власти и студентов расстреливают солдаты. Корпус-Кристи переводится как “тело Христа”, а сам инцидент вошел в историю как Эль-Хальконазо или Убийство Корпус-Кристи. По разным оценкам было убито до 120 человек.
Семья оказывается вовлечена в происходящее и их жизнь драматично меняется…
Если “Суспирию” называют хоррором, скорее, формально (по природе своей это совсем не фильм ужасов), то “Реинкарнация” (“Наследственное”) – один из самых страшных хорроров 2018 года.
Режиссерский дебют Ари Астера удался. При бюджете всего в 10 миллионов долларов фильм собрал почти 80 миллионов (для фильма ужасов это очень солидная касса). Впрочем, сам режиссер не считает фильм хоррором в чистом виде, именуя его трагедией, вызывающей ужас. Завязка достаточно стандартная: семья хоронит мать, ее дочь на похоронах говорит речь, где упоминает, что ее мать была очень скрытной. Затем могилу матери оскверняют. Ее дочери, художнице, кажется, что она видит ее в своей мастерской. Она идет на сеансы взаимопомощи, где говорит о том, что и мать, и другие ее родственники были непросты в плане психологическом: почти у всех были отклонения в той или иной степени. Брат и вовсе покончил с собой, поскольку мать пыталась вселить в него других людей, по его словам…
Фильмов о секретах прошлого родных изрядно, в том числе и в жанре хоррора. Но сила воздействия на эмоции со стороны “Реинкарнации” заметно выделяет эту картину на общем фоне. Ведь хороший фильм ужасов – это не набор внезапных резких наскоков со стороны монстров, призраков и прочей нечисти, и не передоз крови, кишок и нечистот, которые сыпятся в объектив камеры. Зацепить на уровне ощущений, чтобы мурашки ползли по спине от одного только ожидания того, что сейчас может пройзойти на экране – вот истинная работа создателя такого кино.
Тони Коллетт и Гэбриел Бирн в роли супружеской четы, внезапно столкнувшейся не только со смертью близкого родственника, но и со всеми накопленными десятилетиями проблемами и проклятиями.
Баллада Бастера Скраггса (The Ballad of Buster Scruggs)
Не то чтобы каждый новый фильм братьев Коэнов попадал в лучшие фильмы года, но обычно примерно так и происходит. Культовые режиссеры решили посотрудничать с Netflix, при этом премьера фильма состоялась на Венецианском фестивале. Изначально картина планировалась как сериал из шести эпизодов, но затем она была перемонтирована в цельный полный метр, состоящий из тех же шести новелл.
Меткие стрелки и артисты, золотокопатели и путешественники, влюбленные и авантюристы – все это переплетается в нескольких историях в лучших традициях неожиданных развязок и специфического юмора от братьев Коэнов. Это веселее, чем их же “Железная хватка” и “Старикам тут не место”, хотя по общей атмосфере многое может пересекаться. Это все так же свежо, несмотря на три десятилетия создания фильмов от этого неординарного дуэта.
Джеймс Франко, Клэнси Браун, Лиам Нисон, Том Уэйтс, Брендан Глисон и многие другие хорошие актеры в самом бесшабашном вестерне года.
Братья Систерс (The Sisters Brothers)
Впрочем, есть еще один вестерн, который может за это звание побороться. Французский режиссер Жак Одиар снял до этого такие мощные картины как “Пророк”, “Ржавчина и кость”, “Дипан”. Супертрио актеров – Джейк Джилленхол, Хоакин Феникс и Джон Си Райли – в главных ролях. Легендарный Рутгер Хауэр. История о двух братьях-наемниках, которые преследуют человека по имени Уорм (Риз Ахмед).
За ним также идет персонаж Джилленхола, поскольку он должен передавать братьям информацию о преследуемом. Его поимка важна по причине того, что Уорм является серьезным химиком, который может добыть вещество, помогающее найти золото. Но сам химик рассказывает об утопических вещах вроде создания нового мира, где все живут в согласии и труде на общее благо, а не в бесконечных распрях, насилии и грязи, а потому постепенно внедрившийся крот начинает испытывать симпатию к жертве и братьев-наемников предает…
“Систерс” в переводе с английского – “сестры”. Каламбур “братья Сестры” – не единственная ирония в этом фильме. Француз-режиссер в итало-американском жанре вестерна остается достаточно серьезным и циничным, но при этом находит место усмешке. Но главная отличительная черта фильма Одиара – душевность. Это не вестерн в стиле “кто быстрее достанет свой кольт”. Это не доминирование погонь на лошадях и экшна. Это в первую очередь драма с хорошо прописанными персонажами, их устремлениями, болью и потерями.
Николас Кейдж вернулся. Опять. Не то чтобы прямо в высшую лигу, но в заметное пространство кино. Пусть и в трэш-ленте. Ведь кто из нас не любит хороший кровавый трэш?
Такие фильмы делает не сюжет и даже не техническая сторона. Такие фильмы делает атмосфера. Ведь сюжет до боли простой: живет себе пара в счастливых 80-х, как вдруг банда идолопоклонников врывается в их жизнь и это самое счастье ломает. Что делает герой Кейджа? Разумеется, теперь ему остается только одно: жестоко мстить. И он это делает со всей возможной кровью, яростью и ненавистью. В процессе будут бензопилы, топоры, мотоциклы, дым, багровый закат и неистовая психоделия. Фильм однозначно не для массового зрителя (о чем свидетельствует и прокат, и фестивальная судьба), но любителям добротного трэша он не может не понравиться.
Музыка Йохана Йоханнссона, постоянного композитора для фильмов Дени Вильнёва (к сожалению, эта работа стала для музыканта одной из последних). Одна из лучших работ Николаса Кейджа за последние лет десять по оценкам большинства критиков. И всего-навсего 6 миллионов бюджета.
Режиссер Панос Косматос до этой ленты снял всего лишь один фильм в 2010 году. Очевидно, теперь стоит ожидать от него большей регулярности.
И последний, но не по значению, фильм – “Аннигиляция”. Биолог (Натали Портман) направляется в аномальную зону, образовавшуюся после падения метеорита и постоянно увеличивающую свои размеры. Идет она в составе команды, но возвращается одна. Ранее ее муж был как-то связан с этой зоной, сначала пропав без вести, потом неожиданно вернувшись другим человеком. И теперь секретные военные организации пытаются разобраться, что произошло с героиней и ее соратниками в этой зоне, допрашивая героиню Портман.
Режиссером фильма выступил Алекс Гарленд, который ранее поставил еще один очень хороший образец научной фантастики – “Из машины”. Как и в предыдущем фильме, постановщик пытается разобраться в сущности человеческой природы через погружение человека в нестандартные условия нового сверхтехнологического мира. И вновь смыслы могут быть истолкованы по-разному. И вновь часть вопросов остаются открытыми, как и в нашей повседневной жизни. Ведь именно таким и выступает обычно хорошее кино: наталкивающим на размышления, но оставляющим право решать, что правильно и что нет, что морально сомнительно, а что лежит за пределами наших возможностей, самому зрителю.
В фильме также заняты Дженнифер Джейсон Ли, Тесса Томпсон и Оскар Айзек.
Теперь, когда мы написали о двадцати лучших фильмах 2018 года, отдельно от списка отметим еще одну ленту: Миссия невыполнима: Фолаут (Mission: Impossible – Fallout). Выделить ее хотим за беспрецедентные усилия Тома Круза и его команды для создания развлекательного кино серьезного уровня. Это тот случай, когда в заезженном жанре малореалистичных боевиков про секретных спецагентов удается сохранять свежесть мыслей и профессиональный подход к реализации идей. Франшиза не просто жива – она делает действительно интересное приключенческое кино, что подтверждают, в том числе и сборы. Если после выхода четвертой части, понимая, сколько лет Тому Крузу, мы думали, что, вероятно, пора заканчивать, то после пятой и шестой частей мы можем честно публично признать: мы хотим еще. Мы хотим больше сумасшедшего Круза, который приматывает себя скотчем к реальному взлетающему самолету и управляет вертолетом, прыгает с крыши на крышу и продолжает бежать, несмотря на сломанную лодыжку. Потому что именно такие герои кино и делают его чем-то захватывающим, стоящим просмотра, переживаний и длительных обсуждений.
Читайте также: